Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Черновой Людмилой Ивановной, учителем английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 21» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Людмила Ивановна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию технологической карты при проектировании урока. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Ивановны:
«Сейчас в связи с переходом к федеральным государственным образовательным стандартам меняется идеология урока и подходы к планированию. В условиях современных ФГОС, в основе которых лежит необходимость формирования современной личности, способной к эффективному и профессиональному взаимодействию, готовой к непрерывным изменениям, происходящим в обществе, и мотивированной к обучению на протяжении всей жизни, требуется не просто дать знания и выработать умения ими пользоваться, но и сформировать УУД (универсальные учебные действия). В таких условиях учителю необходимо более четко представлять результаты деятельности как учеников, так и своей собственной».
Полезного чтения…
Использование технологической карты при проектировании урока.
Посмотреть приложение к статье (Технологическая карта)
Сейчас в связи с переходом к федеральным государственным образовательным стандартам меняется идеология урока и подходы к планированию. В условиях современных ФГОС, в основе которых лежит необходимость формирования современной личности, способной к эффективному и профессиональному взаимодействию, готовой к непрерывным изменениям, происходящим в обществе, и мотивированной к обучению на протяжении всей жизни, требуется не просто дать знания и выработать умения ими пользоваться, но и сформировать УУД (универсальные учебные действия). В таких условиях учителю необходимо более четко представлять результаты деятельности как учеников, так и своей собственной.
В связи с описанными выше изменениями идея использования технологической карты при проектировании урока позволяет подойти к процессу подготовки к уроку более детально, уделяя внимание не только содержательной стороне урока, но и на каждом этапе урока выделить ведущие виды деятельности и ее предполагаемые результаты. Также технологическая карта урока рассматривается как инструмент, позволяющий обеспечить такие важные дидактические характеристики урока, как вариативность и гибкость.
Технологическая карта позволяет учителю:
- осознать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- увидеть уровень раскрытия терминов и понятий в данной теме и соотнести его с дальнейшим обучением;
- определить возможности реализации межпредметных знаний и воспитательной составляющей темы;
- установить предметные умения и УУД, формируемые в процессе изучения темы;
- организовать использование школьниками приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
В структуру предлагаемой технологической карты планирования деятельности учителя входят конкретные задачи на определенный период, содержание работы и формы ее осуществления. Особенность данной карты состоит в том, что временной промежуток, отведенный на ту или иную деятельность, имеет гибкий характер. Педагог самостоятельно может определить срок для ее выполнения.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями представляется как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Составляя технологическую карту урока, учитель имеет возможность более детально распланировать учебную деятельность, заранее спрогнозировать предметные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты в ходе учебной деятельности на всех этапах урока, и еще до его начала проанализировать, формированию каких именно УУД будут способствовать предполагаемые виды работ и чему следует уделить особое внимание.
Составление технологической карты - вдумчивый и серьезный процесс, хотя и не более трудоемкий, чем подготовка подробного конспекта урока. При этом технологическая карта при своей кажущейся сухости и техничности позволяет учителю более четко рассматривать урок как элемент образовательной системы в условиях современных ФГОС.
В качестве примера предлагается следующая технологическая карта урока.