Дорогие друзья, мы рады представить вам Колесникову Веру Николаевну, воспитателя СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Вера Николаевна с удовольствием делится с нами полезным материалом о роли семьи в трудовом воспитании детей. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Веры Николаевны:
«Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании».
Интересного чтения…
Роль семьи в трудовом воспитании детей
Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.
Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь (А вдруг не получится?»). Чтобы побороть нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умение сформировано и ребенок может выполнить порученную работу самостоятельно, взрослым остается лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.
Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веру ребенка и свои силы, учит его работать добросовестно. Можно давать следующие постоянные трудовые поручения детям: поливать и ухаживать за цветами; вытирать пыль на подоконниках, мебели; накрывать на стол и убирать со стола; следить за солонками, горчичницами; следить за письменным столом своим и отца; отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке; получать газеты и журналы, складывать их в определенном месте, отделяя новые от прочитанных; кормить котенка или щенка; держать в порядке умывальник, покупать мыло, зубной порошок; производить уборку в отдельной комнате или квартире; пришивать на своем платье оторвавшиеся пуговицы, содержать в порядке приспособления для этого; отвечать за порядок в буфетном шкафу; чистить платье свое и младшего брата (или сестры); если в семье есть огород или цветник, выполнять определенные виды работы (поливать, пропалывать, подкармливать, собирать урожай и др.); если в квартире есть телефон, первому подходить на звонок, вести домашний телефонный справочник; помогать в уборке и мытье посуды.
Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.
Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление. Ученые физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видов деятельности, чередование разных видов труда — необходимое условие снятия утомления. Такое чередование в режиме дня младшего школьника особенно необходимо, потому что утомление у него наступает значительно раньше, чем у взрослого. Накопившееся в школе утомление легко снимается, если ученик после школы выполнит какие-то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела связаны с пребыванием ребенка на воздухе.
А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. И семье также имеются условия для коллективного труда ребенка: совместное приготовление праздничного стола, уборка квартиры, работа на огороде, в саду. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает возможность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе. Вот как организуют в некоторых семьях уборку квартиры. Вся квартира превращается в боевой корабль. Папа — капитан, мама — кок, Люда — юнга, Коля — боцман. Все весело «драили палубу», «протирали иллюминаторы». Мама-кок угостила всех вкусным обедом. Ребята работали с интересом, старались.
От родителей в значительной мере зависит, будет ли трудолюбив ребенок, научится ли он ответственно относиться к любому, даже не очень привлекательному, но нужному делу, будет ли сопереживать, и содействовать тому, кто трудится рядом.
Труд был, есть и будет основным условием всестороннего, гармонического развития человека. Как известно, в труде формируются практические умения растущей личности, развиваются ее способности, воспитывается привычка к доведению начатого до конца, творческое восприятие окружающего, чувство коллективизма.