Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Маховой Натальей Петровной, воспитателем высшей квалификационной категории детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 142 г. Оренбурга Оренбургской области. Сегодня Наталья Петровна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Петровны:
«Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребенка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи. В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребенка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму».
Полезного чтения…
Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста
Посмотреть статью с фотографиями
Актуальность проблемы исследования
Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребенка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи. В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребенка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматических сторон, тормозит развитие связной речи.
Недостаточное развитие фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Из-за этого у ребенка речь невнятная. А невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и нередко накладывают отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и при этом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Кроме того, без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом.
Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детей имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, вредоносно влияющую не только на устную, но и письменную речь.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоте.
Таким образом, актуальность проблемы и недостаточная её разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста»
2. Теоретическое обоснование опыта
Над этой проблемой работали А.Г. Арушанова, Н.С. Варенцова, Е.В. Владимирова, Г.А. Каше, Е.В. Колесникова, Р.Е. Левина, А.И. Максаков, Л.Ф. Спирова, Г.А. Тумакова, М.Ф. Фомичева, Д.Б. Эльконин, и др. Они отмечают, что фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и другие. В результате этого, по данным авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и школьного возраста, что проявляется в виде стойких заболеваний, как дисграфия, дислексия.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов ( Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Таким образом, ведущая роль фонематического слуха заключается в становлении правильного произношения и в формирование навыков звукового анализа и синтеза.
3.Основные термины
Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонема (греч. “звук”) - минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.
Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов.
4. Технологические процедуры в границах данного опыта
В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства взрослых, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями.
Основные причины подобного явления – нарушение фонематического слуха, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
В психологии есть понятие сензитивного возраста – это период оптимальных сроков развития определенных сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определенному роду влияниям. В возрасте 4 – 5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха.
Данный опыт был изначально разработан как проект.
Дети дошкольного возраста нуждаются в целенаправленной работе по развитию фонематического слуха. Т.к. несовершенный фонематический слух отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом, тормозит развитие связной речи; усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Эффективная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха. Методики Волковой Г.А., Гризик Т.И. , Максакова А.И. и Фомичевой М.Ф. являются эффективным диагностическим инструментом для выявления особенностей развития фонематического слуха дошкольников.
По результатам исследования, для повышения уровня нами был разработан комплекс мероприятий по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста, который проводился в следующей последовательности:
I. Развитие слухового внимания
- развитие навыка узнавания неречевых звуков;
- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
- различение слов близких по звуковому составу;
- дифференциация фонем;
II. Формирование фонематического слуха.
- Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах)
- Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
- Различение звука в слове.
- Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)
- Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р-Л и т.д.).
- Придумывание слов на определенный звук.
На первом этапе мы предлагали различные упражнения и игры на различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).
Различение неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
На втором этапе работы предлагали игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха, которые построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Сначала объясняли детям, что слова состоят из звуков. Для закрепления проводили игры «Кто это?» (комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Мы произносили звук, а дети отгадывали, кто его издает.)
В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребенку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
Картонные куклы тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши с удовольствием раскладывали картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз,альбом, автобус и т.д.).
Как показала практика, оправдывает себя интересный способ развития фонематического слуха: речевая работа с игрушечным телефоном, а еще лучше по действующей телефонной связи (эту работу проводили при помощи родителей), когда обучение осуществлялось посредством единственного анализатора – слухового.
Делить слова на слоги учили различными кинестетическими способами: отхлопывание ладошками, контроль правой рукой за опускаемым подбородком, шагослогометрия. Очень детям нравилось делить слова на слоги при помощи мяча, например д/и «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги.» Бросали мяч ребенку, называли слово. Ребенок произносил слово по слогам, одновременно отбивал слоги мячом. Или, поймав мяч, говорил сколько слогов в слове, называл их и бросал мяч обратно.
В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза использовали различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки). Для формирования фонематического слуха с опорой на гласные звуки проводили такую работу: детям раздавали по нескольку разноцветных кружков, затем произносили один, два или три гласных звука, например, [а], [ау], [иоу], [о] и т.д. Дети раскладывали на столах столько кружков, сколько звуков было названо. Потом, каждому ребенку раздавали по три кружка разного цвета, например, красный, желтый, зеленый. Предварительно договаривались с детьми, что красный соответствует звуку [а], желтый – звуку [у], зеленый – звуку [и]. Когда дети запоминали это, воспитатель произносил сначала по одному звуку, затем – по два звука: ау, аи, иу, уа, иа, уи. Дети раскладывали на столах разноцветные кружки в определенной последовательности. Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков использовали домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам и др.
Очень любили дошкольники слушать сказки приключения букв, сочиняли свои. Сказочная форма позволяла вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы могли найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляла их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулировало умственную деятельность ребенка, развивало интерес к звучащему слову, рождало умение удивляться, видеть в обычном необычное.
Мы увидели, что разработанный нами комплекс мероприятий на занятиях и в повседневной жизни, дает положительный результат в развитии фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста.
Использовались современные методы, которые помогали сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.
5. Культура освоения технологии представленного опыта
В результате проведенной нами работы, мы убедились, что использование разнообразных форм и методов при работе над фонематическим слухом детей помогают повысить уровень и прочнее усвоить знания. У детей полностью исчезло смягченное произнесение согласных, стал редко наблюдаться пропуск звуков и слогов, отчетливо произносят многосложные слова. Дети научились определять на слух тот или иной звук в слове, делить слова на слоги и определять место заданного звука в слове.
Из этого следует вывод, что ребенку нужен хорошо развитый фонематический слух, т.к. это приводит к постановке правильного произношения.
Еще хотим подчеркнуть, что игровые формы работы с детьми 4-5 лет очень благотворно влияют на гармонический процесс развития речи детей. Четкость, громкость, выразительность, грамотность заметно улучшаются. Игра благотворно влияет и на развитие фонематического слуха у детей средней группы. Игры на внимание и память способствуют развитию интеллектуальных способностей детей.
Важно отметить, что для полноценного речевого развития ребенка, в том числе и развития фонематического слуха, необходимо тесное сотрудничество педагогов и семей воспитанников. Родители должны знать, чем дети занимаются в образовательном учреждении, и в силу своих возможностей развивать и поддерживать полученные знания у своих детей в домашних условиях. Для этого с родителями неоднократно проводились собрания, беседы, открытые занятия по теме и наряду с этим предлагались игры и игровые упражнения для развития фонематического слуха.
6. Результативность опыта.
Систематическая работа обеспечила успех и высокий результат. Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующего и контрольного эксперимента указывает, что уровень развития фонематического слуха увеличился на 40%.
Хорошо развитый фонематический слух станет в последующем основой грамотного письма. Д.Б. Эльконин писал: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».
Мы сделали вывод, что работа по формированию фонематического слуха развивает у ребенка умение слышать звучащее слово, находить сходство и различие в их звучании, выделять рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки. Учит различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове, дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомит с понятием слога, предложения, текста. Одновременно с развитием фонематического слуха происходит интенсивное развитие активного словаря ребенка.
7.Список литературы:
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Просвещение, 1997
- Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2006. 144с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.:Просвещение,1983. – 144с.
- Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Просвещение,2002
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии М.: Просвещение, 1979
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М.: Просвещение, 1983 – 144с.
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997, - 240с.