Дорогие друзья, мы рады представить вам Романенко Викторию Александровну, воспитателя ГБОУ ООШ № 19 СП ДС «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Виктория Александровна с радостью предлагает вашему вниманию статью о гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен родителям и педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Виктории Александровны:
«Принимая во внимание принцип дифференцированного подхода, в данной работе считаю целесообразным реализацию данного подхода через деление общей группы детей на две подгруппы, различные по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Причём девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в естественных условиях в процессе совместной деятельности они могут накапливать опыт общения с противоположным полом. Здесь необходимо учитывать особенности каждой девочки и каждого мальчика — т. е. осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку».
Интересного чтения…
Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста
(реализация образовательной области «Социализация»)
Современная система дошкольного образования, комплексные программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста построены без акцента на гендер, где присутствует только ребёнок определённого возраста с общими нормами развития, как для девочек, так и для мальчиков. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на формирование психики, эмоциональное равновесие и самочувствие человека.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Один из значимых документов - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования где прописано содержание образовательной области «Социализация» и направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера , включения детей в систему социальных отношений через формирование гендерной … принадлежности к мировому сообществу.
Выявлен факт, что в ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте 3 до 7 лет у детей отмечается 91% избирательных контактов и 9% с детьми противоположного пола.
Перед собой я поставила задачи :
- Поиск путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками.
- Создать условия, способствующие гендерной социализации детей.
Поэтому я уже с младшей группы начала проводить работу по гендерной социализации детей.
Ребенок от 3-х до 4-х различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры.
Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы сюжетно ролевая игра «Семья». Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, я стараюсь разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корю за это и не запрещаю любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру.
Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи. Со своими детьми я играю в такие игры: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Родился малыш», «День рождения куклы», «Кукла заболела. Вызов скорой помощи», «Парикмахерская», «Причешем куклу», «Автомастерская».
У детей появляется интерес к своему телу и мы с детьми рассматриванием куклы, отмечаем что у нее есть , провожу дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу Катю, Петю спать», «Покормим наших куколок» и т.д.
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.
Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому я стараюсь, когда это является уместным, обращаться индивидуально к своим детям, по имени и подчеркивать значимость поступка ребенка : «Молодец, Слава, какой ты сильный мальчик, ты помог Свете, донести стульчик», или «Олечка аккуратная девочка, она сложила аккуратно свою одежду»,…
Воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что нам воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у многих воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек я думаю, что очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Работу с детьми я стараюсь осуществлять тематически, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные:
- тематическая неделя «Вода» непосредственно образовательная деятельность «Закрасим воду в аквариуме» - рассмотрели картинку с аквариумом, затем я предложила выбрать цвет краски , сориентировав мальчиков закрасить воду зеленой краской - много водорослей, а девочек- желтой, много песка. В конце под музыку поиграли с детьми в игру «Рыбки в аквариуме» (интеграция образовательных областей «Познание», «Социализации», «Художественное творчество»).
- тематическая неделя «Зима» , я придумала игровую мотивацию, которая стимулировала бы детей к выполнению такого задания: «Наступила зима, дети будут болеть, им нужно давать витамины. Давайте научимся, лепить витамины для зайчат. Для девочек - красные, для мальчиков - синие (по выбору детей)». Задача: «пролечить зайчат витаминами», «я помогу вам лепить витамины для зайчат».По ходу всю деятельность я осуществляла в игровом контексте. Например: «Я боюсь, что зайчик не сможет проглотить такой большой витамин, что делать?... .В конце - приходит мама-зайчиха, подходит к каждому ребёнку и благодарит его. Кроме оценки результата деятельности детей мама-зайчиха задаёт детям направление дальнейшей игровой деятельности с учётом гендерных особенностей (просит детей покатать зайчат на построенном из кубиков автобусе, покормить);
- провожу совместные игры с разными игровыми ситуациями «Курочки и петушок», «Утка и утята», «Кто что носит», «Кто что делает»…
Чтение художественной литературы благотворно влияет на гендерную социализацию воспитанников. Сказка – естественный способ общения с детьми. Она всегда насыщена социальными действиями и нравственной основой. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу , в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. Девочкам и мальчикам я стараюсь читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении я условно предлагаю разделить сказки на три группы:
- "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
- "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
- "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.
Например, сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". После прочтения сказки беседую с детьми о поведении персонажей в разных ситуациях. В процессе развития и воспитания мальчиков показываю мальчикам , как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
А , наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. В своей группе мы постарались продумать, как и где расположить атрибуты для игр, в спальной группе - покрывала разного цвета, в умывальной комнате - подобрали двух цветов полотенца для вытирания рук в раздевалке на шкафчиках – дифференцировали метки для девочек и мальчиков; решили по цвету расставить столы в группе.
Взаимодействие с родителям имело большое. Я провела с ними беседы на темы: « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения, подготовила консультации: «рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек в семье», «Из чего же сделаны наши мальчики и девочки», «Роль отца в воспитании детей», «Как и во что играют мальчики и девочки», разработала памятки: «Учите мальчика быть мальчиком, а девочку – быть девочкой», «Девочки и мальчики – насколько они разные», «Советы по воспитанию мальчика», «Советы по воспитанию девочки», «Особенности игр мальчиков и девочек».
Работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Анкетирование родителей помогло выяснить, что 55 % приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, 25 % -пересмотрели свои взгляды на воспитание детей разных полов.Благодаря образовательной работе по гендерному воспитанию 26% детей младшего дошкольного возраста нашего ДОУ имеют некоторые дифференцированное представления о собственной гендерной принадлежности , 19 % детей стараются овладеть отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера.
В своей работе я использовала следующие ресурсы:
- Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
- Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
- Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.
- Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.
- Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.
- Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/gendernoe-vospitatnie-doshkolnikov