Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста
13 минут 4408 1296

Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста

Romanenko fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Романенко Викторию Александровну, воспитателя ГБОУ ООШ № 19 СП ДС «Золотой ключик» г. Новокуйбышевска Самарской области. Сегодня Виктория Александровна с радостью предлагает вашему вниманию статью о гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен родителям и педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Виктории Александровны:

«Принимая во внимание принцип дифференцированного подхода, в данной работе считаю целесообразным реализацию данного подхода через деление общей группы детей на две подгруппы, различные по половому признаку в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Причём девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в естественных условиях в процессе совместной деятельности они могут накапливать опыт общения с противоположным полом. Здесь необходимо учитывать особенности каждой девочки и каждого мальчика — т. е. осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку».

Интересного чтения…


Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста

(реализация образовательной области «Социализация»)

   Современная система дошкольного образования, комплексные программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста построены без акцента на гендер, где присутствует только ребёнок определённого возраста с общими нормами развития, как для девочек, так и для мальчиков. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на формирование психики, эмоциональное равновесие и самочувствие человека.

   В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Один из значимых документов - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования где прописано  содержание образовательной области «Социализация» и направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера , включения детей в систему социальных отношений через формирование гендерной … принадлежности к мировому сообществу.

Выявлен факт, что в ДОУ существует разобщенность между девочками и мальчиками. В возрасте 3 до 7 лет у детей отмечается 91% избирательных контактов и 9% с детьми противоположного пола.

Перед собой я поставила задачи :

  1. Поиск путей, способствующих дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками.
  2. Создать условия, способствующие гендерной социализации детей.

Поэтому я уже с младшей группы начала проводить работу по гендерной социализации детей.

Ребенок от 3-х до 4-х различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры.

Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы сюжетно ролевая игра «Семья». Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, я стараюсь разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корю за это и не запрещаю любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру.

Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь семьи. Со своими детьми я играю в такие игры: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости», «Родился малыш», «День рождения куклы», «Кукла заболела. Вызов скорой помощи», «Парикмахерская», «Причешем куклу», «Автомастерская».

У детей появляется интерес к своему телу и мы с детьми рассматриванием куклы, отмечаем что у нее есть , провожу дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу Катю, Петю спать», «Покормим наших куколок» и т.д.

В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа Я ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому я стараюсь, когда это является уместным, обращаться индивидуально к своим детям, по имени и подчеркивать значимость поступка ребенка : «Молодец, Слава, какой ты сильный мальчик, ты помог Свете, донести стульчик», или «Олечка аккуратная девочка, она сложила аккуратно свою одежду»,…

Воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п.

Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что нам воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у многих воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек я думаю, что очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

   Работу с детьми я стараюсь осуществлять тематически, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные:

  • тематическая неделя «Вода»   непосредственно образовательная деятельность «Закрасим воду в аквариуме» - рассмотрели картинку с аквариумом, затем я предложила выбрать цвет краски , сориентировав мальчиков закрасить воду зеленой краской - много водорослей, а девочек- желтой, много песка. В конце под музыку поиграли с детьми в игру «Рыбки в аквариуме» (интеграция образовательных областей «Познание», «Социализации», «Художественное творчество»).
  • тематическая неделя «Зима» , я придумала игровую мотивацию, которая стимулировала бы детей к выполнению такого задания: «Наступила зима, дети будут болеть, им нужно давать витамины. Давайте научимся, лепить витамины для зайчат. Для девочек - красные, для мальчиков - синие (по выбору детей)». Задача: «пролечить зайчат витаминами», «я помогу вам лепить витамины для зайчат».По ходу всю деятельность я осуществляла в игровом контексте. Например: «Я боюсь, что зайчик не сможет проглотить такой большой витамин, что делать?... .В конце - приходит мама-зайчиха, подходит к каждому ребёнку и благодарит его. Кроме оценки результата деятельности детей мама-зайчиха задаёт детям направление дальнейшей игровой деятельности с учётом гендерных особенностей (просит детей покатать зайчат на построенном из кубиков автобусе, покормить);
  • провожу совместные игры с разными игровыми ситуациями «Курочки и петушок», «Утка и утята», «Кто что носит», «Кто что делает»…

Чтение художественной литературы благотворно влияет на гендерную социализацию воспитанников. Сказка – естественный способ общения с детьми. Она всегда насыщена социальными действиями и нравственной основой. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель  гендерного  поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную  работу , в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. Девочкам и мальчикам я стараюсь читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении я условно предлагаю разделить сказки  на три группы:

  • "мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
  • "женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
  • "смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного союза.

Например, сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". После прочтения сказки беседую с детьми о поведении персонажей в разных ситуациях. В процессе развития и воспитания мальчиков показываю мальчикам , как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.

А , наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. В своей группе мы постарались продумать, как и где расположить атрибуты для игр, в спальной группе - покрывала разного цвета, в умывальной комнате - подобрали двух цветов полотенца для вытирания рук в раздевалке на шкафчиках – дифференцировали метки для девочек и мальчиков; решили по цвету расставить столы в группе.    

Взаимодействие с родителям имело большое. Я провела с ними беседы на темы: « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения, подготовила консультации: «рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек в семье», «Из чего же сделаны наши мальчики и девочки», «Роль отца в воспитании детей», «Как и во что играют мальчики и девочки», разработала памятки: «Учите мальчика быть мальчиком, а девочку – быть девочкой», «Девочки и мальчики – насколько они разные», «Советы по воспитанию мальчика», «Советы по воспитанию девочки», «Особенности игр мальчиков и девочек».

Работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Анкетирование родителей помогло выяснить, что 55 % приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, 25 % -пересмотрели свои взгляды на воспитание детей разных полов.Благодаря образовательной  работе   по   гендерному  воспитанию 26% детей младшего дошкольного возраста нашего ДОУ имеют некоторые дифференцированное представления о собственной  гендерной   принадлежности , 19 % детей стараются овладеть отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера.

   В своей работе я использовала следующие ресурсы:

  • Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
  • Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.
  • Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
  • Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
  • Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.
  • Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.
  • Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.
  • Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.
  • Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.

   http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/gendernoe-vospitatnie-doshkolnikov

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2680 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677