Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Пономарёвой Неонилой Викторовной, заместителем заведующего МАДОУ детский сад № 34 г. Ревда Свердловской области. Сегодня Неонила Викторовна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью о методическом сопровождении педагогов в ДОУ как условие развития инновационных процессов в современном дошкольном образовании. Статья представлена вниманию руководителей, заместителей руководителя, старшим воспитателям, педагогам ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Неонилы Викторовны:
«В современной образовательной системе педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования. Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Методическое сопровождение педагогов ОУ является условием для развития инновационных процессов в дошкольном образовании, позволяет развиваться всем участникам образовательного процесса, выводит их на новые качественные результаты; повышает имидж учреждения».
Профессионального чтения…
В целях повышения качества образования и воспитания детей дошкольного возраста, соответствия «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» деятельность методической службы ДОУ должна постоянно совершенствоваться. Необходим современный эффективный опыт методического сопровождения образовательного процесса, поиск новых идей и внедрение современных технологий в организацию методической работы в ДОУ. Методическая служба должна эффективно использовать различные формы организации методической работы; дифференцированный подход в работе с педагогами; современное оснащение методического кабинета; организацию опытно-экспериментальной, инновационной работы; обеспечить взаимодействие с родительской общественностью и социумом. В МАДОУ детский сад № 34 большое внимание уделяется работе с кадрами. Используются групповые, индивидуальные, коллективные формы методической работы, формы взаимной педагогической деятельности. Широкое распространение получили педагогические совещания, семинары-практикумы, коллективные просмотры, наблюдения образовательного процесса, беседы, консультации, самообразование, наставничество, деловые и ролевые игры, работа проблемных творческих групп и т.д. В нашем учреждении создана система работы по повышению педагогического мастерства педагогов. Организована инновационная деятельность по организации дополнительного образования (функционируют 8 кружков по художественно-эстетической направленности). Об эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников и общественностью говорят результаты многочисленных конкурсов, выставок, театрализованных представлений, встреч и т.п. (грамоты, дипломы, благодарности, СМИ: сюжеты на телевидении, заметки в газетах). Эффективность деятельности методической службы оцениваем в трёх направлениях: эффективность для ребёнка, для родителей, для педагогов. Эффективность для ребёнка - это положительная динамика качества обучения и воспитания, отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Эффективность для родителя - это положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей, готовность и желание родителей помогать ДОУ, высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ. Эффективность для педагога - это положительный психологический климат в коллективе, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, удовлетворённость собственной деятельностью, качественно организованная система повышения квалификации, высокий уровень профессиональной деятельности. Актуальность методической поддержки деятельности педагогов повышается в связи с новыми требованиями в системе образования. В МАДОУ детский сад № 34 работают грамотные, опытные педагоги. Но педагогам и со стажем свыше 5 лет необходима методическая поддержка. Работа по методическому сопровождению педагогов актуальна и началась с введением процедуры аттестации педагогических и руководящих работников ОУ. Методическая поддержка педагогов заключалась в ознакомлении с нормативно-правовыми документами, разработке рабочих программ педагогов, программ дополнительного образования, методических рекомендаций и дидактических разработок, проектов, обобщении педагогического опыта. За несколько лет удалось создать систему методической поддержки педагогов ОУ. Созданы и функционируют городские проблемные творческие группы (ГПТГ) по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (2010-2013гг), по развитию театрального исполнительского творчества детей старшего дошкольного возраста (2008-2010гг) - руководитель Пономарева Н.В., «Преемственность ДОУ и школы» (2011-2013гг) - руководитель Полуэктова А.В., где рассматриваются вопросы методической помощи и поддержки участников образовательного процесса. По итогам работы ГПТГ издаются информационные сборники с подборкой методических материалов и нормативно-правовых документов. В связи с введением ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждении была создана рабочая группа по разработке Основной общеобразовательной программы МАДОУ детский сад № 34 и рабочих программ педагогов. Традиционно проводятся совещания для педагогов, на которых решаются актуальные организационно-управленческие вопросы. С целью оказания помощи при адаптации и становлении молодых педагогов воспитатели детского сада являются руководителями педагогической практики у студентов дошкольного отделения ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж». В течение учебного года педагоги изучают нормативно-правовые и методические документы по вопросам развития дошкольного образования. Информационно-компьютерные технологии чаще используются в воспитательно-образовательной и методической работе на педсоветах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях, в образовательной деятельности с детьми. Система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты. Педагоги создают графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.), применяют электронные дидактические и педагогические программные средства; используют информационные технологии в образовательном процессе; владеют навыками поиска информации в Интернете, программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
Работает система социального партнерства с учреждениями образования, культуры, спорта, общественными организациями. Традиционным стало ежегодное участие педагогов и сотрудников детского сада в городских соревнованиях по стрельбе из пневматического оружия, областных фестивалях творчества специалистов системы образования «Грани талантов», обмен опытом по организации продуктивной, музыкально-художественной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с приглашением воспитанников и учащихся ОУ, представителей общественных организаций г. Ревды, экскурсии по родному городу и пр.
Не менее 4-5 раз в год СМИ г. Ревды освещают опыт педагогической деятельности МАДОУ детский сад № 34. Об общественной значимости работы педагогического коллектива говорят 28 заметок в газетах «Информационная неделя» и «Городские вести», 10 сюжетов на телеканале «Единство» с комментариями о результатах деятельности детского сада № 34 по формированию у дошкольников навыков поведения в ЧС, о художественно-эстетическом, патриотическом, социально-личностном, экологическом образовании воспитанников (2009-2013гг).
Данная система работы дает положительные результаты. В коллективе присутствует стабильность и психологический комфорт; разрабатываются и применяются на практике программы педагогов (рабочие, дополнительного образования, оздоровления). В учреждении создана система деятельности подготовки к аттестации и повышению квалификации педагогических и руководящих работников, обеспечен государственно-общественный характер управления. В системе повышения квалификации педагогов проводится диагностика профессиональных потребностей педагогов, не менее 1 раза в 5 лет педагоги обучаются на курсах повышения квалификации, участвуя в семинарах, активно знакомятся с опытом работы педагогов других ОУ, ведется мониторинг деятельности педагогов и управление процессом аттестации, осваиваются новые технологии с выходом на проектную деятельность и реализацией проектов.
Совершенствование системы повышения квалификации, самообразования, методической работы, стимулирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности позволило повысить квалификацию и профессионализм педагогов. 100% педагогов аттестованы и имеют педагогическое образование (25% - высшее, 75% - среднее профессиональное; с I кв. категорией 50%, с высшей кв. кат. – 50%). За 3 года на 50% увеличилось количество педагогов с I кв. категорией, на 50% с высшей; 100% прошли курсовую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. Результативность системы аттестации и повышения квалификации влияет на повышение эффективности профессиональной деятельности, дает возможность представить образовательному сообществу результаты педагогической и управленческой деятельности, достичь высокого уровня профессионализма.
Обобщается опыт работы педагогов. В системе методического сопровождения педагогов были разработаны педагогические проекты развития детей дошкольного возраста (формирование гражданственности; патриотическое, гендерное воспитание; интегрированный подход к формированию культуры общения и духовно-нравственному воспитанию, особенности развития леворуких детей, развитие творческой одаренности в изобразительной деятельности, нетрадиционные техники рисования, изобразительное искусство как средство эстетического и экологического воспитания, комплексно-тематическое планирование «Мой город» в условиях реализации ФГТ, участие родителей в образовательном процессе ДОУ, развитие вокальных навыков, организация театрализованной деятельности, адаптации детей в ДОУ), которые были представлены педагогами образовательному сообществу на областном, окружном и муниципальном уровнях на ГМО, открытых занятиях, семинарах-практикумах, педагогических конкурсах (г. Екатеринбург),выставках учебно-методической продукции (г. Красноуфимск,), педагогических чтениях и научно-практических конференциях педагогов ГО Ревда в ГБОУ СПО СО «РПК», ГБОУ ДОД СО «Дворец молодежи», представительстве ГБОУ СПО СО ИРО, МКУ «Центр развития образования» и управления образования ГО Ревда (2009-2013гг.). Выступления всех педагогов детского сад № 34 опубликованы в сборниках МКУ «Центр развития образования» и управления образования ГО Ревда: «Педагогические ресурсы воспитательной системы ОУ»,«Инновации в образовании», «Управление развитием воспитательных систем ОУ методом проектов» (2009-2011гг.) и ГБОУ СПО СО «РПК» «Проектные технологии в деятельности педагога в условиях реализации ФГОС» (2012г.), «Качество образования в условиях реализации образовательных стандартов» (2012г.), каталоге материалов выставки «Инновации в дошкольном образовании Западного управленческого округа» (2011г.) и др.
Педагоги награждены отраслевыми грамотами различного уровня. 50% – почётной грамотой МО и ПО СО, 17% - почетной грамотой МО и науки РФ, 100% - грамотой Управления образования ГО Ревда, 15% имеют удостоверения «Ветеран труда» и «Ветеран труда Свердловской области». Вырос имидж учреждения.
Методическое сопровождение педагогов в ДОУ - условие развития инновационных процессов в современном дошкольном образовании. Методическая поддержка помогает поднять статус педагогов ОУ, повысить их самооценку, выводит их на новые качественные результаты; повышает имидж учреждения, качество образования и воспитания детей, дает возможность развиваться всем участникам образовательного процесса.