Дорогие друзья, мы рады представить вам Санджиеву Наталью Зодбаевну, педагога-психолога МКДОУ № 15 г. Элиста Республики Калмыкия. Сегодня Наталья Зодбаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью, в которой познакомит вас с нетрадиционными формами работы с молодыми родителями. Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Натальи Зодбаевны:
«Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. И первая социализация маленького ребенка начинается с семьи. В клубе молодого родителя «Малыш», родители проявляют большой интерес по обучению и развитию детей в семье. Это одна из форм работы по взаимодействию педагога-психолога с родителями, в которой так нуждаются молодые родители нашего детского сада».
Полезного чтения…
Нетрадиционные формы работы с молодыми родителями.
Посмотреть презентацию к статье
Вопросы взаимодействия и сотрудничества детского сада с семьями воспитанников становятся в настоящее время чрезвычайно актуальными.
В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно здесь он учится жить в обществе. От того, как пройдет привыкание дошкольника к новым условиям, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.
Однако работа психолога в период адаптации к ДОУ только лишь с воспитанниками не дает должного результата, поэтому необходимо активно сотрудничать с родителями в этом вопросе. Следует иметь в виду, что преобладающая часть родителей не являются профессиональными воспитателями и педагогами, они не имеют специальных знаний, испытывают определенные трудности в этот сложный для них период, зачастую не знают, как и чем они могут помочь своему ребенку. Много вопросов родители задают психологу и педагогам на общем и групповых родительских собраниях.
Вот из таких родительских запросов и образовался «Клуб молодых родителей», (КМР) необходимость которого созрела в силу объективных причин. Многим известно – и родителям и специалистам – что ДОУ испытывают нехватку квалифицированных кадров. Ясли - это визитка детского сада, но очень мало опытных воспитателей, которые работают в группах раннего возраста. В основном с малышами работают выпускники ВУЗов, молодые, пока не опытные педагоги. Именно в этот период возрастает роль психолога, умеющего наладить взаимоотношение с молодыми педагогами, и с родителями. Среди членов «КМР» есть и родители- студенты, и мамы-одиночки, и те родители, которые считают необходимым получение дополнительной информации о физическом и психическом развитии ребенка.
Молодые родители во время встреч в клубе проявляют большой интерес ко всему, что будет окружать их ребенка в детском саду, а так же различные вопросы по развитию и воспитанию детей. Такой подход помогает неформальному общению среди родителей с первых дней знакомства, настраивает на конструктивный диалог.
Психолог индивидуально сообщает родителям об очередном заседании клуба, вручая им специальные пригласительные билеты. Заседание КМР проводится раз в месяц.
Форма взаимодействия с родителями достаточно разнообразна: это и
- совместные досуги;
- семинар практикум;
- мини библиотека (в виде специально мной подготовленных тематических распечаток к заседанию к КМР);
- игротека (в виде карточек).
Консультативная работа психолога ведется по разным темам, например:
- «Как подготовить ребенка к детскому саду»
- «Почему ты не кушаешь в садике»
- «Как скрасить часы болезни малыша»
- «Детские слезы»
- «Ребенок в семье»
- «По правилам или по любви» и т.п.
В обучении родителей по организации деятельности с детьми используются:
- подвижные игры;
- развитие мелкой моторики;
- развитие сенсорики;
- чтение художественной литературы;
- организация досуга ребенка;
- дни рождения.
Родители как активные участники клуба, имеют возможность повторять все игры дома, закрепляя то, чему научились дети в саду, уделяя внимание тому, как надо правильно пользоваться детской литературой, как читать потешки, стихи, сказки, учатся играть в познавательные дидактические игры совместно с детьми. Обучаясь через игры, они закрепляют практические навыки. По окончании клубной встречи родители берут с собой подготовленные мною рекомендации, описания игр, книжки-малышки с песенками, потешками и пожеланиями. В организации работы клуба я учитываю их просьбы и пожелания приглашать в клуб специалистов - медиков, учителя калмыцкого языка, музыкального руководителя.
Участие в семейном клубе помогает повысить уровень компетентности родителей и способствует улучшению взаимоотношений детей и взрослых, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
В дальнейшей работе я планирую уделить большое внимание таким актуальным вопросам здоровьесбережения как ЧБД (часто болеющие дети), и детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).