Дорогие друзья, мы рады представить вам Попкову Светлану Александровну, воспитателя МБДОУ № 41 «Рябинушка» г. Сургута Тюменской области. Сегодня Светлана Александровна с удовольствием предлагает вашему вниманию проект для детей старшего дошкольного возраста «Сокровища музея». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:
«Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения сами стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями».
Интересного чтения…
Проект «Сокровища музея»
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения сами стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребёнка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй и социумом.
Наш детский сад работает по программе «Развитие» (Л.А. Венгер), основной задачей которой является – развитие способностей детей. Педагогический опыт показывает, что одно из наиболее важных условий развития способностей – разнообразие и вариативность работы с детьми. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс осуществляется через различные виды деятельности. Мною разработана схема реализации проекта «Сокровища музея», которая поможет педагогу создать и воплотить проект. (Приложение)
Центральное место в проекте «Сокровища музея» занимает мини-музей.
Слово «Музей» происходит от слова «Муза».
В древнегреческой мифологии музы – дочери бога Зевса, покровительницы наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно, изначально музей – это храм муз.
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой – отражает особенности этих учреждений культуры.
Так же мини-музеи в детском саду можно рассматривать как особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. В детских садах создаются самые разнообразные мини-музеи, разрабатываются занятия с их использованием, реализуются интересные формы работы с семьёй.
Информационная карта проекта.
- Полное название проекта: «Сокровища музея»
- Автор проекта: Попкова С.А.
- Город, представивший проект: г. Сургут, ХМАО-Югра;
- Адрес организации: 628400, г. Сургут, ул. Кукуевицкого 10/3
- Телефон: 8 (3462) 45-09-99
- Вид, тип проекта: Групповой, долгосрочный, рассчитан на 2 года, информационно-творческий;
- Цель проекта: Формирование у дошкольников основ музейной культуры посредством проектной деятельности.
- Задачи проекта «Сокровища музея»
- Знакомить детей с историей и культурой России, с работами народных умельцев;
- Развивать сотрудничество педагогов с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
- Развивать познавательный интерес детей, создавать условия для мотивации интереса детей к музейной культуре;
- Расширять кругозор детей, воспитывать самостоятельность исследовательской деятельности;
- Воспитывать у детей чувства гордости и уважения к своим предкам и современникам;
Содержание проекта: «Сокровища музея»
- «Город мастеров» (старшая группа)
- «Игрушки»
- «Росписи»
- «Город мастеров»
- «Мы коллекционеры» (подготовительная группа)
Работа по проекту «Мы коллекционеры» велась с детьми подготовительной группы на протяжении 1 года. С детьми проводились беседы, занятия, дидактические игры. Дети и их родители принимали активное участие в собирании и оформлении коллекций в мини-музее. Были оформлены следующие выставки:
- «Домашние коллекции»
- «Что мне лето подарило?»
- «Игрушки мам и пап»
- «Театральная кукла»
- «Армейский альбом»
- «Украшения для милых дам»
- «Сургут – город Югры»
- Краткое описание проекта: Проект «Сокровища музея» состоит из двух частей, которые объединены одной общей целью. Работа по этому проекту велась с одними и теми же детьми на протяжении 2х лет, начиная со старшего возраста и заканчивая подготовительной группой.
- Место проведения: г. Сургут, МБДОУ № 41 «Рябинушка».
- Сроки проведения: 2010 – 2013 уч.год.
- Участники проекта: Дети группы, воспитатели группы, муз. руководитель, родители детей.
- Возраст детей: с 5ти до 7ми лет;
- Форма проведения: Дневная, в рамках педагогического процесса, на занятиях и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции.
- Ожидаемые результаты:
Дети:
- Развитие у детей интереса к сбору экспонатов для мини-музея, к самим экспонатам и коллекциям;
- Освоение детьми умения становиться экскурсоводами по конкретным разделам;
- Создание возможностей для общения детей с предметами окружающего мира;
- Составление рассказов о «Сокровищах музея»
Родители и педагоги:
- Оптимизация сотрудничества с родителями и педагогами;
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ и группы, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
- Создание выставок мини-музея: «Город мастеров», «Наши коллекции»
- Организация выставок детских творческих работ.