Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Антиповой Еленой Александровной, педагогом-психологом МДОУ детский сад комбинированного вида № 5 «Брусничка» города Бодайбо Иркутской области. Сегодня Елена Александровна с радостью предлагает вашему вниманию статью об игровой компьютерной зависимости у дошкольников. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений, узким специалистам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Александровны:
«В современном мире технический прогресс не стоит на месте. Информатизация общества приводит к тому, что компьютерные электронные системы проникли фактически во все сферы деятельности человека. Охватила она и будущее нашей планеты – детей. В настоящее время ведутся дискуссии и споры, касающиеся вопроса: нужно ли ребёнку дошкольного возраста взаимодействие с компьютером?»
Познавательного чтения…
Игровая компьютерная зависимость у дошкольников
Как часто я слышу со стороны родителей, либо в транспорте: «Ты, знаешь, моему сыну 6 лет, а он на «ты» с компьютером целый день», «А у меня, такая умница, все игры знает и сама играет так ловко!» Мне, как будущему психологу сразу хочется возразить в данных ситуациях и крикнуть «Что вы делаете, задумайтесь о будущем своих детей?»
В современном мире технический прогресс не стоит на месте. Информатизация общества приводит к тому, что компьютерные электронные системы проникли фактически во все сферы деятельности человека. Охватила она и будущее нашей планеты – детей. В настоящее время ведутся дискуссии и споры, касающиеся вопроса: нужно ли ребёнку дошкольного возраста взаимодействие с компьютером?
Ребёнок решает задачу, преобразуя изображение на экране опосредованно, с помощью компьютерных средств – клавиатуры, джойстика или мышки.
Термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам, азартным играм, еде, видеоиграм, интернет играм и др.
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Компьютерные игры были классифицированы впервые в 1988 году В.А. Буровой, она разделила игры на два класса — на ролевые и неролевые, каждая из которых имеет свои специфические черты.
Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность — наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Выделяются два типа этих игр: они разделяются по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени выраженности психологической зависимости.
- Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир и действия своего героя считает своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.
- Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз». Если в случае с последними человек в критические секунды жизни своего героя может бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных «врагов», то в случае вида извне внешние проявления более умеренны, однако неудачи или гибель «себя» в облике компьютерного героя переживается играющим не менее эмоционально.
Основные причины возникновения компьютерной зависимости у старших дошкольников – это:
- Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
- Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Ребёнок понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться.
- Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость.
Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья дошкольника:
- нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
- опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
- пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит)
- общее истощение организма - хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
Профилактика
Как правило, компьютерная зависимость вызывает осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт с ребенком, и как следствие усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.
Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.
Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.
Как помочь ребенку, у которого уже сформировалась компьютерная зависимость?
Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние.
Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку необходимо совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для обсуждения этой проблемы — семейный совет. Если эта мера оказалась недостаточной, то рекомендую обратиться к психологу.
Литература:
- Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 128с.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 240с.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240с.
- Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. // «Дефектология». – 1994. - №5. – С.3-9.
- Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 128с.
- Программа «Истоки» / Под ред. Л.А. Парамоновой и др. – М.: Просвещение, 2003. – С.294-298.