Дорогие друзья, мы рады представить вам Попову Татьяну Николаевну, воспитателя МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 4» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Татьяна Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию планирование работы по психологической адаптации, развитию речи и рефлексивному сознанию у воспитанников детского дома. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Николаевны:
«Сиротство является одной из самых тяжёлых социальных и педагогических проблем нашего времени. Воспитанники детского дома с раннего возраста лишены родительского внимания и переживают все закономерные последствия «социального сиротства» - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребёнка. Жизнь воспитанников детского дома разбита на периоды: жизненный период до сиротского учреждения и далее проживание в нём».
Полезного чтения…
Планирование работы по психологической адаптации, развитию речи и рефлексивному сознанию у воспитанников детского дома
Посмотреть статью с приложениями
Сиротство является одной из самых тяжёлых социальных и педагогических проблем нашего времени. Воспитанники детского дома с раннего возраста лишены родительского внимания и переживают все закономерные последствия «социального сиротства» - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребёнка. Жизнь воспитанников детского дома разбита на периоды: жизненный период до сиротского учреждения и далее проживание в нём.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до поступления в детский дом, в большинстве находились в специфических условиях жизнедеятельности, которые не в полной мере обеспечивали удовлетворение их основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной сферах. У многих воспитанников встречаются психические и соматические заболевания, различные функциональные расстройства (в большинстве случаев это нарушение речи). Адаптация детей в детском доме – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности. На данном этапе воспитатель помогает детям эмоционально раскрепоститься, преодолеть чувство застенчивости, тревоги и страхов, найти и раскрыть природный потенциал , обучает общаться с разными людьми - детьми и взрослыми, налаживать отношения, помогает взрослеть, и все это, не забывая учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Для реализации данных целей воспитатель использует игры, сказки и другие поведенческие методы.
Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнении соответствующих ролевых функций.
Создание таких условий деятельности ребенка, которые в наибольшей мере способствовали бы его полноценному развитию, приобретению навыков, необходимых как в учебной, так и в трудовой деятельности, развитию компенсаторных механизмов за счет сохранных функций и их закреплению, выявили ряд задач, которые успешно реализуются в нашем детском доме.
Задачи
- Повысить уровень психологической компетенции воспитанников за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, формирования адекватной самооценки, пробуждение потребности в расширении своих творческих способностей.
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах.
- Помощь в преодолении речевых нарушений, формировании грамматических форм, слоговой структуры, связной речи.
- Помощь в формировании у детей культуры речи как социально-необходимого качества личности, в развитии грамотной литературной речи и речевого этикета.
- Формировать навыки и качества, способствующие успешному взаимодействию с социумом.
- Помощь в развитии фантазии и творческой активности воспитанников.
План работы предусматривает работу воспитателя в двух направлениях (Таблица1)
Форма проведения
В ходе работы с воспитанниками предусмотрен комплекс психологических занятий, направленных на осмысление и осознание детьми своих эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, обиды и т.д.). В ходе занятий дети учатся их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях.
В процессе работы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: индивидуальные и групповые беседы, конкурсы, подвижные игры, комбинированные занятия, ролевые игры, метод конкретных ситуаций.
Курс помогает реализовать задачу психологической адаптации, развития речи и рефлексивного сознания у воспитанников детского дома. Развивать творческие способности воспитанников и подготовить их к жизни в социуме.
Методические рекомендации
Все задания систематизированы, интересны по содержанию. Каждое занятие носит занимательный, игровой характер. На занятиях используется: чтение стихов, басен, занимательные отрывки из детской литературы.
Формы работы: чтение учебных текстов, инсценировки, игры, этюды для души, конкурсы, игровые ситуации, беседы.
Материал изложен логично, имеет чёткую структуру с обоснованием актуальности. Весь материал сгруппирован по этапам и внутри каждого этапа дана определённая тематика.
Изучив материал по разделу «Секреты речи» воспитанник должен:
- Уметь строить рассуждения по проблемным вопросам.
- Овладеть коммуникативными умениями.
- Уметь говорить и слушать других.
- Соблюдать этические нормы речевого этикета.
- Устанавливать контакт между собеседниками.
- Использовать этикетные формулы в речи.
Разработанная в учреждении программа «Психологической адаптации, развития речи и рефлексивного сознания у воспитанников детского дома» является основополагающей в работе с воспитанниками. Курс программы позволяет воспитанникам открыть свое «Я», поверить в себя, в свои силы, помогает снять эмоциональное напряжение, раскрыть творчески способности, даёт возможность оценить свои возможности, преодолеть страх общения с людьми, раскрыть коммуникативные способности.