Дорогие друзья, мы рады представить вам Якимишину Наталию Александровну, педагога-психолога МБОУ СОШ № 26 (дошкольный отдел) г. Сургута Тюменской области. Сегодня Наталия Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по взаимодействию детского сада и семьи по развитию речи. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Наталии Александровны:
«Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития ребёнка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах».
Полезного чтения...
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития ребёнка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах.
Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их детей, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему плохо пишет, пропускает слоги и т.д. На эти и многие вопросы родители ищут ответы, прежде всего, в д/с. Опыт показывает, что взаимодействие д/с и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты бывают там, где педагоги и родители действуют согласован[1]но.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода детей в д/сад.
Необходимый уровень речевого развития детей достигается при решении определённых задач:
- расширение круга предметов и явлений его ближайшего окружения; ежедневное чтение художественных текстов; пение песенок; игры с текстами и т.д.
- использование диалогов разной степени сложности;
- помощь ребёнку в овладении грамматической структурой речи (ед. и мн.число, падеж и т.д.) и в произношении отдельных звуков.
Именно в этот период родителей надо убедить в том, что именно их роль в развитии речи детей значима, что все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей. С подачи взрослых укореняются в обиходе малыша слова «большой – маленький», в то время, как каждый родитель без особого напряжения может подобрать более 10 синонимов и антонимов к эти словам. Так почему же не научить этому ребёнка?
Разнообразие значений этих слов дети слышат и в речи взрослых, и в сказках. Сюжеты сказок понятны и доступны детям с самого раннего возраста.
Для того, чтобы дети приобрели навыки связной речи, расширили свой словарный запас, сделать речь грамматики правильной, вовсе не обязательно устраивать некую школу на дому. Можно предложить родителям, чтобы они просто почаще играли с детьми в развивающие речь, мышление и фантазии игры. Такие игры с ребёнком, несомненно, доставят радость и удовольствие и родителям, оживит их интерес к владению бесценным даром слова. Для детей ср.гр можно предложить рифмованные загадки, небылицы, перевёртыши, скороговорки, заклички, приговорки, фольклорные песенки и пр.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка, родителям необходимо учесть следующие моменты:
- Следует реально оценить состояние здоровья ребёнка: нет ли отклонений в развитии головного мозга.
- Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
- Нельзя сводить проблему формирования ребёнка к обучению грамоте. Развитие речи, в понимании многих родителей, - это умение читать, писать, умение рассказывать стихи. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своих детей читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития остаются без должного внимания, хотя давно уже известно, что умение читать и писать, не являются показателем его развития. Обучение грамоте – не самоцель, о определённый период этап речевого развития ребёнка.
- Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь детей.
Поэтому, главные направления в развитии речи старшего дошкольного возраста:
- Содержательность и связность речи (диалога, монолога);
- Развитие речевого творчества, выразительности речи;
- Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
- Подготовка к чтению, чтение;
- Развитие мелкой моторики руки.
Необходимо знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, способствующих развитию речевой активности детей дошкольного возраста. Можно рекомендовать родителям такие игры, как:
☼ «Помогаю маме». Пока мама занята приготовлением ужина, ребёнок может предложить перебрать рис, горох, гречку или пшено. Тем самым и помогает маме, и потренирует свои пальчики.
☼ «Волшебные палочки». Предложить ребёнку палочки или спички. Пусть он выкладывает из них геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы и пр. дополнят изображения.
☼ «Давайте искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща: винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.
☼ «Угощаю» Предложить вспомнить вкусные слова. Ребёнок называет «вкусное слово» и кладёт маме на ладошку. Затем мама ребёнку. Можно поиграть в «сладкие слова», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
☼ «Приготовили сок».
Из яблок сок … (яблочный)
Из груш … (грушевый)
Из слив … (сливовый)
Из вишни … (вишнёвый)
…и наоборот.
Можно предложить создать дома «Мастерскую Золушки» - Упражнения на развитие мелкой моторики:
Сделать панно из пуговиц (пуговицы можно пришивать или укрепить на тонком слое пластилина, выложить интересные узоры из пуговиц и цветных ниток;
Очень красивые картинки получаются из кнопок. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.
Игры по дороге в детский сад:
. «Я заметил…»
. «Кто внимательнее…» – называются все предметы, мимо которых проходит ребёнок с мамой или папой.
. «Волшебные очки» – предлагается представить, что у ребёнка волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится – красным, синим… и т.д.
Игры в свободную минутку:
4 «Перепутаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помочь словам распутаться (н-р: босака (собака), ловосы (волосы) и т.д.
4 «Доскажи словечко» Мама начинает фразу, а ребёнок заканчивает. (н-р: ворона каркает, а воробей … (чирикает);
сова летает, а заяц… (бегает, прыгает).
4 «Упрямые слова» Рассказать детям, что есть на свете «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, кино, пианино). Привести примеры предложений с этими словами.
Подвижные игры с правилами:
- Игры с мячом. «Я буду называть предметы и кидать тебе мяч. А ты будешь ловить его только тогда, когда услышишь звук «ж»
- «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных – а,о, у, ы, и, э. Ребёнку предлагается прыгать, как лягушка, если услышит /а/, на другие – опустить руки вниз. Затем аналогично с согласными.
В работе с родителями можно использовать разные формы – выставки, праздники, традиции.
Традиции:
По рекомендации педагога, родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко».
Цель: расширить словарь ребёнка, объяснить лексическое значение слов.
Один раз в неделю родители «дарят» ребёнку новое для него слово: не просто называют его, но и объясняют его значение. Слова самые разные – «весенние» (капель, проталина…), «сладкие» (мармелад, шербет, джем…) и т.п. Эта традиция продолжается в детском саду. Например, в понедельник дети приносят подаренные дома слова и знакомят с ними своих друзей. Воспитатели записывают эти слова на маленькие листочки, а на обратной стороне И.Ф. ребёнка, который «принёс». Бумажки складываются в коробочку – копилку и проводят различные игры. Н-р: бумажки со словами высыпаются в шляпу, дети по очереди достают бумажки, воспитатель читает слово, объясняет его значение. Если ребёнок справился с заданиями, он получает фишку. Выигрывает тот, который собрал больше фишек.
Один раз в месяц или квартал, можно вывесить благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (родители), чьи дети принесли в копилку много интересных слов.
Выставки:
Можно устроить выставки, где будут демонстрироваться детские поделки, которые сделаны дома. Выставку можно озаглавить по-разному, н-р: «Как умелые ручки языку помогали».
Праздники:
Можно устроить речевые праздники. Речевой основой таких праздников является то, что готовилось дома детьми и их родителями, также активность детей и родителей должна быть максимальной, педагоги берут на себя организационные моменты и роль ведущего.
Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Желательно вводить соревновательные задания, где соревнуются не дети между собой, а близкие друг другу люди (мама, папа и ребёнок). Н-р, кто из членов семьи сумеет правильно повторить скороговорку 3 раза подряд. В этом случае не возникает обид.