Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Необходимость развития логического мышления в обучении ребенка математике
9 минут 4630 1036

Необходимость развития логического мышления в обучении ребенка математике

Shnayder fotoДорогие друзья, мы рады вновь представить вам Шнайдер Оксану Александровну, воспитателя первой квалификационной категории МДОУ ДС комбинированного вида № 5 «Брусничка» г. Бодайбо Иркутской области. Сегодня Оксана Александровна с радостью предлагает вашему вниманию статью о необходимости развития у дошкольников логического мышления. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Александровны:

«Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовки».

Интересного чтения…


Необходимость развития логического мышления в обучении ребенка математике

Детство – самая счастливая пора жизни человека. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Познавательная активность ребёнка в этом возрасте очень высокая. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогаем мы - педагоги.

   Ещё в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребёнка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания окружающего мира. Одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Сначала ребёнка нужно учить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Мышление - это форма познания, которая строится на основе образов восприятия и является результатом их переработки. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Логическое мышление перестраивает чувственное познание.                         

Что же такое «логика» и нужна ли она нашим детям?

     Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

   В современных программах дошкольного образования уделяется большое внимание логической подготовке детей. Речь идет о развитии мышления ребенка.

   Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление. Это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.        

   Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта! Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения.   Посредством логики строятся сложные математические теоремы, простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь». Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мысли. Преодолеть эту слабую сторону можно, используя логические игры. Если ребёнок начнёт тренировать свое мышление с раннего детства, то к началу обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников.

   Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми необходимо начинать уже в младшей и средней группах. Общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений с использованием моделей в форме логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера. Кроме этого существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.

Для развития логики детей я предлагаю использовать занимательный математический материал, как для самостоятельной деятельности детей, так и в совместных играх.

   Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Существует большое многообразие занимательного материала.

   Игры на пространственные преобразования, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей – очень увлекательны для детей. Решение осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур, например: в играх «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Чудо - крестики», «Чудо – соты», «Чудо – цветик», «Сложи квадрат», «Прозрачный квадрат" и др. - надо составить плоские фигуры, а в играх «Кубики для всех», «Сложи узор», «Хамелион» - объемную.

   Дидактические игры и упражнения направленые на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Например, игра «Числовой ряд». Цель: закрепление знаний последовательности чисел в натуральном ряду.

   Логические игры, задачи и упражнения - направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий, например: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Что лишнее?» Играть в логические игры полезно в любом возрасте.

   Можно выделить еще игры и задачи на смекалку. Например: На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

   Игры на интуицию: «Дорисовки» - дорисовать фигуру; «Рифмы» - закончить стихотворение, используя произведения К.Чуковского, С. Маршака, А. Барто.

   На понимание: «Следопыт» - рисуются следы животных и людей, угадать, чьи следы.

   На развитие художественно – образного мышления: «Облака» - на что похожи облака, плывущие по небу? «Тень»- по тени определить, от какого она предмета. «Камушки на берегу» - на что похожи камушки?

   Игры-забавы: перевёртыши, лабиринты, ребусы, головоломки, загадки. Дети очень активны в восприятии задач - шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулируют мыслительную активность.   Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

   Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнеее готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

   Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определенные знания, но и умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. И именно задачи на смекалку, головоломки, логические игры учат детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2891 45

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6814 677