Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Павловой Ириной Васильевной, воспитателем и тифлопедагогом МОУ "Начальная школа - детский сад № 2" компенсирующего вида для детей с нарушением зрения г. Волгограда Волгоградской области. Сегодня Ирина Васильевна в своей статье с радостью познакомит нас с принципами построения игровой развивающей среды в группе компенсирующего МОУ для детей с нарушением зрения. Статья будет полезна воспитателям коррекционных групп при создании игровой развивающей среды и родителям
Краткий комментарий к статье от Ирины Васильевны:
«Коррекционно-развивающая игровая среда в нашем специальном дошкольном образовательном учреждении является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей игровой среды дошкольных учреждений общего вида. Поэтому, интерьер нашей групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора, а так же является действенным средством предупреждения и коррекции недостатков развития, связанных с первичным дефектом (нарушением зрения.)».
Полезного чтения…
В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светлой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного цветоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: яркое панно на стене, красивые яркие игрушки. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.
Важным при организации предметно-развивающей игровой среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей, поэтому все шкафчики и полочки легкие, мобильные или крепко прикреплены к стенам.
Предметная игровая среда группы предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя.
Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием. Они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и т. д.
Предметно-развивающая среда в нашей старшей группе отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности.
Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, мы осторожно подходим к вопросу насыщения группы играми и игрушками в зависимости от тематики, интересов детей и педагогической целесообразности.
Игры и пособия, которые в данный момент не актуальны или не соответствуют тематике хранятся на стеллажах в спальне, являются доступными для ребенка и выносятся или меняются по мере необходимости.
При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие.
Разработанный нами блок игр на сетке очень важен в развитии детей с нарушением зрения, при помощи которых происходит развитие зрительной памяти, зрительно – моторной координации, прослеживающей функции зрения, фиксации взора, кроме того развивается моторика рук.
Как самостоятельно, так и с воспитателем дети прикрепляют на сетку с помощью прищепок различные карточки в разных направлениях
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и игру по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия, такой как литературный центр и центр интернациональной культуры, он же уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он не отделен от других зон, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, удобный диван. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также сам ребенок может послушать сказку из умной книжки или прослушать её с диска. Здесь же можно сразиться в настольной сказочной игре с фишками, поиграть в дидактическую игру, посмотреть альбом о родном городе Волгограде.
В одной и той же зоне, согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности. Так, книжный уголок может стать местом уединения, художественного творчества, или исследовательским центром.
Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми сюжетно-ролевыми играми, находящимися рядом на полке для закрепления знаний правил дорожного движения. Это макет улицы, всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор,дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, находящийся в спальне, где можно поиграть одному или с товарищем с полюбившейся машинкой.
В игровом уголке настольных игр представлены традиционная мозаика разного размера и современные пазлы.
В зависимости от дефекта зрения обязательным предметом являются подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом, играми – это рассматривание иллюстраций, выкладывание узора, чтения «наложенных» изображений, изображений в «зашумленном» фоне, здесь же находятся разные виды детского домино, лото, шнуровки, деревянные пазлы, шахматы, шашки, головоломки, лабиринты.
Для центра искусства "Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, мастерят из природного материала, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, уголь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, трафареты внешние и внутренние, штампы, печати, раскраски. Здесь же место для небольшой выставки детских работ.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются также на всеобщее обозрение на стенде "Моя Вообразилия", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки и природы или исследовательский центр. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, цветные стекла, выступающие как средства коррекции первичного дефекта, то есть зрения.
Микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, разнообразные лупы, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития мы подбираем специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Здесь же находятся модели- игрушки разнообразные животные, насекомые, дидактические игры по сезону.
Ниже находится календарь природы и сенсорный игровой настенный конструктор «Одень девочку по погоде», который выполняет функции развития мелкой моторики (заплети косичку, завяжи шнурки).
Для ознакомления с космосом и для зрительной гимнастики созданы условия развивающей игровой среды, которые способствуют формированию знаний о Вселенной. На потолке нарисованы солнце и солнечная система. При таком подходе у детей сформируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков
Одной из наиболее актуальных и трудных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. С этой целью создан коррекционный мобильный модуль для изучения и развития восприятия глубины пространства с постоянно меняющимися атрибутами. Дошкольники в игре учатся составлять словесные описания предметов и их пространственного расположения, а также закреплять названия и описания диких животных и птиц. Развиваются такие понятия как слева - справа, вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), между, рядом с, происходит формирование способов восприятия картины.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которую дети могут проводить сами несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. важно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой дельности, перед занятиями, во время занятий, между занятиями, для этого мы прикрепили цифры от 1 до 9, в тоже время происходит зрительное запоминание этих цифр.
Театральный уголок – важный объект развивающей игровой среды.
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, костюмы героев сказок, кукольный, перчаточный, пальчиковый, настольный, настенный, теневой виды театра. Удобные ящики в комоде, обозначенные символами, позволяют детям самостоятельно выбрать нужный атрибут.
Рядом располагается игровой центр музыки, с целью развития возможностей слухового анализатора при ориентировке в пространстве и в театральных постановках и просто для развлечения, в котором находятся звуковые игрушки, действующие музыкальные инструменты, музыкально- дидактические игры, которые очень важны для детей с нарушением зрения.
Строительный игровой центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка-это конструкторы разного вида (магнитный, крупный и мелкий деревянный строительный материал, прозрачный конструктор «прокати шарик», веселые гонки, которые способствуют развитию глазодвигательных функций, тренирует глазомер, помогает восстановлению бинокулярного зрения, позволяют организовать конструктивную деятельность с большόй группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе или на стене (настенный плоский конструктор), в зависимости от дефекта зрения.
Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде), включая в игру транспортные средства.
Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности, как мальчиков, так и девочек. В нашей группе примерно одинаковое количество мальчиков и девочек. Девочки чаще разворачивают игры в «семью», «больницу», «магазин», «парикмахерская» для чего выделена половина группы и наполнен этот центр соответствующими играми и пособиями.
В таком комплексе появляются кухонный блок, с действующими моделями плиты, микроволновой печи, кофеварки, миксера, тостера, пылесоса, что очень важно для социально – бытовой ориентировки наших детей, стиральная машина, гладильная доска с утюгами, ванная комната для купания кукол, предметы для уборки помещения и др. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр и специфики зрительного дефекта - мелкая и крупная посуда, изготовленная из различных материалов: пластик, металл, имеется фаянсовый чайный сервиз для встречи гостей, маленькие и большие куколки, разная по размеру кукольная мебель.
Символы каждого ящика позволяют детям легко ориентироваться для выбора атрибутов.
Обучение детей приемам получения информации об окружающем их пространстве с активным привлечением осязания, закрепление навыков последовательного осязательного обследования происходит в таких играх как «магазин» с моделями овощей, фруктов, кондитерских изделий других предметов. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов, наличие действующих моделей касс и весов, вызывают у дошкольников желание играть.
Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия. (Мобильная ширма, теремок на стене, герои сказок в теремке). Расположенная рядом деревенская завалинка с красивым ярким петухом и подсолнухом, несут в себе и коррекционную направленность- развитие сенсорных эталонов, мелкой моторики рук.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный игровой уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В группе также имеются доступные стеллажи с хранением атрибутов для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", «Военные моряки», «Пограничники». Символы на коробках позволяют детям легко ориентироваться в выборе игр.
Мобильные модули позволяют решить ограниченность пространства и мебели, путем переноса их из спальной комнаты в любое удобно место. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.
Преобразующая, трансформирующаяся игровая среда благотворно влияет на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют развитию зрительного восприятия, социальной адаптации, а так же эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.