Дорогие друзья, мы рады представить вам Иванову Людмилу Дмитриевну, воспитателя первой квалификационной категории МДОУ детский сад комбинированного вида № 5 «Брусничка», г. Бодайбо Иркутской области. Сегодня Людмила Дмитриевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере экологического воспитания дошкольников. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям
Краткий комментарий к статье от Людмилы Дмитриевны:
«Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня – воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения».
Полезного чтения..
«Экология - это чистота
Чистота – души,
Чистота – помыслов,
Чистота – поступков»
В начале ХХ века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем - экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребёнок погружен в эту стихию в ещё большей степени. Ведь он ещё учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня – воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.
Физическая активность ребёнка – естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедуры закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья – важные шаги в экологическом воспитании.
Психическая активность – это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формирует личность ребёнка. Важное значение имеет понимание ребёнком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова, как «духовность», «ответственность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Психологи знают о явлении «импринтинга» - запечатления. Взрослые своим примером обучают ребёнка правилам поведения. В возрасте 3 – 4 лет малыша осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействий окружающих.
Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребёнку вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить – все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.
Экология пространства – это тоже обучающая ситуация: не сорить, не шуметь, эстетичное оформление помещения, не зашумленная обстановка (гармония линий, красок, стиля; чистота и порядок, отсутствие «лишних» вещей и предметов), культура громкости звука (речи, музыки, телевизора и др.).
Если внимательно относится к потребностям ребёнка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которые прилагает ребенок (именно на усилия, старания, а не только на результат), чтобы научится быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к миру с населяющими его людьми. Поощрение может быть разнообразным и не обязательно материальным. Например, не стоит забывать о развивающей силе чувства взрослости. Эффективной мерой поощрения в семье может стать поощрение путём расширения прав ребенка: награждение почетной обязанностью, делом, для которого ребёнок уже вполне «взрослый». Наказание должно носить, пожалуй, ещё более творческий характер, ибо обычно оно фиксирует неверный поступок, а должно направятся на внутренние причины, приведшие ребенка к ошибочному действию. Тогда – то оказывается, что не так уж много детских поступков требуют действительно наказания, но такой подход требует много терпения, мудрости от взрослого. Наказание не должно быть частым, чтобы негативное поведение не получало подкрепления (фиксируя свое внимание на проступке ребёнка, мы тем самым фиксируем и внимание ребёнка на этом действии, таким образом осуществляется тренировка того, чего на самом деле хотим избежать.). И тогда малыш быстро усваивает, что внимание родителей можно привлечь лишь наказуемым поведением, а вот старания быть лучше никак не подкрепляются (взрослый часто убеждён, что так и должно быть – ребёнок обязан быть хорошим, знать, как это делается, всегда старятся и вообще уметь это делать без всякого напоминания). Для ребёнка чрезвычайно важно отношение родителей к его победе над самим собой! Ценно уважение взрослого к поступку малыша, который в чем – то преодолел себя, поборол, например, желание что- то оставить только себе!
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Воспитывает малыша не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания).
«Мы говорим, на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою,
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите.
Храните экологию души!»