Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
12 минут 5316 1102

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Zhdanova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Жданову Екатерину Юрьевну, учителя начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Августовка Самарской области. Сегодня Екатерина Юрьевна с удовольствием предлагает вашему вниманию материал по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Екатерины Юрьевны:

«Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса».

Познавательного чтения…


Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Посмотреть статью в полной версии

Посмотреть презентацию к статье

Содержание.

1. Актуальность проблемы.

2. Цели и задачи

3. Постановка проблемы

5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

6. Рабочий план реализации проекта.

7. Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.

8. Дальнейшее развитие проекта.

9. Список используемых источников.

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда"

Древняя восточная мудрость

Актуальность проблемы

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные универсальные учебные действия включают: обще учебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Поэтому я чуть подробнее хотела-бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.

Постановка проблемы.

  • Нарушение дисциплины на уроках;
  • низкая успеваемость;
  • не внимательность учащихся.
  • низкая мотивация в учении.

Цели и задачи

Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики для повышения качества образования.

Задачи:

  • знакомство с методами изучения математики (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
  • формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
  • формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Стратегия, методы и механизм реализации проекта

В настоящее время я работаю по УМК «Начальная школа ХХI века». УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать УУД. УМК «Начальная школа ХХI века» построен с учетом реализации межпредметных связей, что позволяет органично использовать проектную деятельность.

Усилено внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося.

Материально-технические ресурсы: компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, проектор, ноутбуки.

Учебно-методические ресурсы. Имеются печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, научно-методическую литературу, материалы текущей периодики, УМК «Начальная школа ХХI века».

Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Поэтому, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

  • проблемно-диалогическую технологию,
  • технологию мини-исследования,
  • технологию организации проектной деятельности,
  • технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  •  ИКТ-технологию.

Ведущая технология-информационно-коммуникационная. При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся.

Рабочий план реализации проекта.

Важнейшим этапом своей работы я считаю проведение диагностики уровня развития познавательных универсальных учебных действий.

На уроках изучения нового материала я больше опираюсь на программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии. Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

Уроки конкретизации позволяют ребенку отработать новый способ действия. Эти уроки провожу в форме уроков - путешествий, тематических экскурсий, уроков - практикумов, групповых форм работы. Для активизации учебной деятельности на уроке, помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия. Легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная при работе младшими классами.

В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разно уровневые задания, а так же задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.

Обязательным считаю применение здоровье сберегающих технологий: использование физкультминуток (дети охотно участвуют в проведении),. Систематическая и целенаправленная работа помогает мне добиваться глубоких и прочных знаний, а главное вызывает интерес к математике.

Уроки рефлексии позволяют ребенку самому оценить свой уровень понимания сконструированного понятия. Использую метод самостоятельности. Все допущенные ошибки анализируются.

Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся учебном материале, провожу с помощью как традиционных методов ( контрольная, проверочная, срезовая работы, тестирование, математические диктанты) так и нетрадиционных- в виде тематических игр «Математический поезд», «Кенгуру-математика для всех», «Математические карусели» «Умка», и т. Д

Организуя интерактивные формы работы, основанные на групповом делении и сотрудничестве, учитываю межличностные отношения в классе.

Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов. Перед началом реализации проекта, мной были проведены ряд проверочных работ, которые позволили определить успеваемость и качество знаний. Так как я работаю в школе всего год, что считаю недостаточным для показателей результата реализации проекта. Однако положительная тенденция была замечена

Если говорить о дисциплине и отсутствии внимания, то здесь произошли кардинальные изменения. Детям стало некогда отвлекаться на пустяковые разговоры и личные дела. Да и желание просто нарушать дисциплину у них отпало, так как появились дела более интересные: решение проблемных ситуаций, обсуждение проектных вопросов, самостоятельная работа.

Мотивация к учению также стала более высокой. Если до начала реализации проекта учащиеся совершенно не хотели включаться в работу, были пассивными, вялыми, то теперь активно участвуют в математических викторинах, задают вопросы, решают дополнительно. Даже 8 человек изъявили желание участвовать во Всероссийской олимпиаде по математике.

Дальнейшее развитие проекта.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Так как эта тема меня очень заинтересовала, я не собираюсь останавливаться на достигнутом, и буду продолжать работать в этом направлении с целью повышения качества образования и мотивации учащихся к учебной деятельности.

А так же считаю целесообразным применение элементов технологии проблемно диалогического обучения, разно уровневого обучения. Введение в систему контроля самооценки учащихся. Свою деятельность планирую следующим образом: разработать систему самооценки учащихся для работы над проектом; при отборе содержания материала учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность; организовать совместную работу с учителями начальных классов по созданию долгосрочных проектов.

Данный опыт собираюсь представить для использования в деятельности ОУ, на уровне города, через электронные издания.

Список используемых источников

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. – Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Прсвещение, 2008. – 151с.
  2. Журова Л.Е., Беседы с учителем. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2006.- 320с.
  3. Журова Л.Е., Беседы с учителем. 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.- 384с.
  4. ЗАВУЧ.ИНФО http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal.html
  5. Ильин Г.Л. – Проектное образование как способ осмысления развития ребенка. // Школьные технологии. – 2007. - №5. – С.71-73
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Начальная школа. – 2002. - №4. – с.3-31.
  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.:Просвещение, 2008. – 39с.
  8. Nachalka.com http://www.nachalka.com/teacher_search
  9. «Матяш Н.В., Симаненко В.Д. – Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Графф, 2002г. -112с.
  10. Мельникова Е.Л. – Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М., 2002.
  11. Сеть творчески работающих учителей http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&jib_no9136&tmpl=lib
  12. Имидж № 6 - «Начальная школа XXI века»: ведущие идеи и основные задачи http://image.websib.ru/06/text_article_point.htm?213

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2498 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6642 677