Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Рекомендация для родителей по закреплению навыков употребленияактивной глагольной лексики
8 минут 3895 922

Рекомендация для родителей по закреплению навыков употребленияактивной глагольной лексики

Dinina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Дынину Надежду Николаевну, учителя – логопеда первой квалификационной категории СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Надежда Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию рекомендации для родителей по закреплению навыков употребления активной глагольной лексики. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Надежды Николаевны:

"Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в   детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш"     Сухомлинский В.А.

Познавательного чтения…


   Рекомендация для родителей по закреплению навыков употребленияактивной глагольной лексики

Важным звеном в коррекционно- педагогической работе являются родители, которые тоже оказывают большую помощь в совершенствовании речевых навыков детей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

Логопед должен объяснить родителям насколько важна их помощь в коррекционной работе. С этой целью проводится первое организационное родительское собрание, на котором в доступной и убедительной форме рассказывается о негативном влиянии недостаточно сформированной речи на процессе овладения детьми грамотой. При этом, необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.

Далее необходимо рассказать об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчёркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.

Логопед знакомит с приемами педагогического воздействия необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отличает роль родителей в комплексе проводимых мероприятий:

а) единство требований к ребенку;

б) контроль за выполнением заданий;

в) активное участие во всех мероприятиях проводимых для родителей в детском саду;

Таким образом, логопед создает установку для включения родителей в коррекционный процесс.

В течение года проводятся консультации с родителями. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает на что необходимо обратить внимание дома.

На примере лексической темы "Одежда" продемонстрируем как оформляется материал для домашних заданий. При этом наше внимание будет обращено лишь на глагольную лексику.

Итак, по теме "Одежда "оформляется ширма, где предлагается материал,
который необходимо усвоить детям.                                                             

По ходу выполнения разных домашних дел /стирка, шитье, починка одежды/ и посильной помощи ребенка родителям / может постирать носочки, платочки, пришить пуговицу и т.д. / необходимо постоянно задавать вопросы:

Что ты делаешь? / стираю / Что ты сделал?/постирал/

-А теперь, - предлагает мама, - угадай, что я сделаю? /мама отжимает белье, вешает, сушит, гладит./

Затем просит:" Покажи, как ты намыливаешь платок . Молодец ,очень хорошо намыливаешь. Что ты делаешь? Что еще можно намылить:

-Вспомни, когда ты приходишь с улицы у тебя грязные / что? / Руки и.т.д. Ты берешь мыло и что делаешь? Вопросы родителями должны задаваться по-разному. Точные ответы на них требуют особого внимания и собранности детей.

Таким образом, в процессе совместной деятельности с ребенком взрослый закрепляет в различных ситуациях слова действия: налить в таз воду, замочить, намылить, стирать, полоскать и т.д. Все эти вопросы помогают усваивать и закреплять грамматические категории глагола.

Родителям необходимо приучить детей правильно употреблять слова действия "надеть" и "одеть ". При этом они сами должны верно употреблять эти слова: «надеть на себя», «одеть кого-то: Таня одевает Оле кофту!»

Собираясь на прогулку, ребенку предлагается выполнить разные задания: завязать шнурки, отряхнуться, очистить щеткой и т.д., в ходе этих заданий необходимо следить за точным исполнением просьбы, если ребенок понимает и правильно выполняет задание, ему задаются вопросы: " Что ты делаешь? Что ты уже сделал?"

Тем, кто сам шьет, вяжет, будет нетрудно помочь ребенку запомнить и, по возможности, правильно употреблять в речи глаголы: кроить - скроить; шить -сшить, пришить, подшить, ушить, зашить и т.д.

Быстрее и точнее усвоить предложенный словарь помогут игры " сошьем мишке рубашку ", "Свяжем Кате шарфик?

Предложенный словарь дети могут усвоить только в процессе действия с предметами, при неоднократном повторении, постепенно.

Закреплению глагольной лексики по данной теме способствует и игра «Федорино горе», которая очень нравится детям. В этой игре вместо посуды, используется одежда. Почему от Федоры ушла одежда? / не чистила, не стирала, не гладила и т.д./ Родители должны употреблять в своем рассказе разные глаголы: заплакала от жалости, пожалела, сжалилась, разжалобила. При этом произносит слова неторопливо, четко, повторяя каждое - слово в разных вариантах несколько раз, чтобы ребенок прислушался к ним.

На начальных этапах сказку рассказывают родители, затем ее дети рассказывают самостоятельно, используя различные глаголы.

Это пример работы родителей по определенной лексической теме. Помимо этого родители могут использовать разнообразные игры, не требующие специальной подготовки. Например, "Кто больше назовет действий?" Что делает? / воет, пыль поднимает, деревья качает и т.д. /«Кто и что плавает? Летает?»/ Можно использовать отгадывания загадок типа "На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет что это? /солнце /. Такие загадки дети могут придумать и самостоятельно, что способствует не только развитию словаря, но и его активизации.

Закреплению подбора антонимов может служить игра     "Наоборот"
/спешить - медлить;                                                                                                                              
Строить - разрушать и т.д./

Преимущество подобных игр в том, что в них можно играть по дороге домой, в детский сад.

Таким образом, логопед оформляет ширмы по различным темам и родители закрепляют полученные на логопедических занятиях знания детей. Все это способствует более успешной коррекции речевого недоразвития и пополнению словаря глаголов дошкольников с ОНР.

На основе рассмотренных направлений коррекционной работы можно определить насколько необходима взаимосвязанная работа всех звеньев коррекционно - педагогического процесса. Это особенно касается работы по усвоению словаря предикатов, который с большим трудом формируется у дошкольников с ОНР.

Основная роль в коррекционно-педагогическом процессе отводится логопеду, работа которого подкрепляется деятельностью воспитателя и родителей. В ходе такой работы у детей формируется умение отбирать для высказываний те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Систематическая комплексная работа с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР в сочетании с педагогической коррекцией на протяжении всего периода обучения могут обеспечить значительные возможности развития словаря у детей с ОНР, что не мало важно в решении задач подготовки детей к школе.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 4368 672

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4506 609