Дорогие друзья, мы рады представить вам Ларькову Марину Константиновну, воспитателя первой квалификационной категории СП детский сад «Алёнушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Марина Константиновна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере культурного воспитания детей. Статья будет интересна воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.
Краткий комментарий к статье от Марины Константиновны:
« Дети - наша гордость! И, пожалуй, нет родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребёнок выглядел привлекательно, - одевают его как можно лучше и наряднее».
Полезного чтения…
Привычка - визитная карточка культуры ребёнка
Дети - наша гордость! И, пожалуй, нет родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребёнок выглядел привлекательно, - одевают его как можно лучше и наряднее.
Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры, мимика, жесты, движения, осанка?
Дорогие папы и мамы, от вас требуется должное внимание к тому, чтобы у ребенка складывались привычки-помощники: гигиенические привычки (потребность к чистоте и опрятности); культурные привычки (проявлять вежливость, учить вести себя за столом, в общественных местах, соблюдать общепринятый этикет в общении с людьми); моральные привычки (уважать старших, быть честным, правдивым, скромным, дисциплинированным и т. д.). Все это – фундамент, на котором складывается характер, культура поведения, нравственный облик в целом.
Еще в раннем детстве необходимо чтобы ребенок с помощью режима приобретал полезные привычки. И в первую очередь привычку на время: спать, пробуждаться, есть, гулять – все во время! Это очень важно:
- во-первых, потому что дети, которые живут в ритме режима, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, более организованны и уравновешенны. У них нет причин для препирательств («хочу – не хочу» есть, «буду – не буду спать, «пойду – не пойду» гулять и т. п.);
- во-вторых, потому что уравновешенные и организованные дети более податливы педагогическим влияниям. И при целенаправленном воспитании у таких детей легко складывается целый ряд других не менее значимых для жизни привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться.
Нельзя допускать, чтобы привычки возникали стихийно. Малыш приобретает привычки благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания.
Если вовремя не выработать у ребенка полезные привычки, то он сам «создает» привычки, удобные для него. Ребенку проще пролить суп из ложки, чем не пролить; замочить рукава при умывании, чем закатать их и не замочит, не поздороваться, не извиниться, не послушаться и т. д. И если он постоянно упражняется в том, как быть неаккуратным, невежливым, непослушным, то вот уже и готовы привычки отрицательные.
В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их последовательность, быстроту, качество.
Возьмем привычку к чистоте, умение замечать неопрятность в одежде. Взрослый формирует её в виде несложных, конкретных и понятных правил: «следи за своей одеждой, не пачкай ее», «если что-то развязалось, запачкалось, оторвалось, скажи мне, вместе устраним неполадки», «снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно сомнется и будет как старое» и т. п.
Изо дня в день, выполняя эти правила, ребенок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть опрятным во всем: в одежде, в бережном отношении к игрушкам, книгам, своим вещам. Потребность быть опрятным, побуждает ребенка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой, мыть руки после каждого загрязнения.
Так одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для установления других.
Положительные привычки вносят порядок в детскую жизнь, упорядочивают поведение, являются фундаментом для формирования поведения, характера, моральных качеств личности.
Народная мудрость утверждает: посеешь привычку – пожнешь характер. Сейте же, дорогие родители, привычки, которые дают добрые всходы: это привычка ценить и беречь наш с вами труд; привычка ребенка к труду; уважать старших; правильно реагировать на родительское слово. И конечно, это – культурные привычки, помогающие растущему человеку выглядеть по-человечески привлекательным.
Список литературы
1.Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003
2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети, М., 1992
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004
4. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002