Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Загадка как средство речевого развития детей
7 минут 3972 1174

Загадка как средство речевого развития детей

Kutakova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кутаковой Татьяной Робертовной, воспитателем МБДОУ «Детский сад № 146» г. Рязани Рязанской области. Сегодня Татьяна Робертовна в своей статье с радостью познакомит вас со средством речевого развития детей загадкой. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Робертовны:

«Среди многих важных задач  воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения, коммуникация  – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильной речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте».

Познавательного чтения...


Загадка как средство речевого развития детей

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение с взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством. Передать этот опыт можно с помощью языка.

Среди многих важных задач  воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения, коммуникация  – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильной речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Тем не менее, Г. Клименко утверждает, что при систематической работе с детьми по загадкам, средние и старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.

Н. Гавриш было установлено, что дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово «белый» - «Это белые медведи», «Лебедь, потому что белый»; в загадке о лисе – ассоциация на слова «нет ни дыма, ни пожара» - «Пожарная машина», «Пожарники, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара».

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:

- невнимательно слушают текст загадки;

- не запоминают полностью содержание загадки;

- полностью или частично не понимают текст  загадки;

- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

- не имеют достаточных знаний о загаданном;

- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Выделяют следующие признаки целенаправленного отгадывания:

- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;

- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;

- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;

- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;

- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом,  при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Методика развития речи должна учитывать психологические особенности детей среднего и старшего возраста. Работами психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович, Г.М. Ляминой, В.Г. Нечаевой доказано, что 4 и 5 годы жизни характеризуются качественно новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности.

У детей появляется самооценка. Ребенок старается соответствовать требованиям взрослых – быть хорошим. У детей формируются познавательные процессы, развивается умение подчиняться. Если у ребенка средней группы еще не очень устойчивый характер, то к старшей дети уже проявляют себя во всем. У детей лучше развито зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Лучше вырабатывается умение анализировать предметы. На 5 году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление и соответственно на разговорную речь детей.

Я считаю, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, я рекомендую при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677