Дорогие друзья, мы рады представить вам Кочневу Людмилу Григорьевну, учителя химии, руководителя кружка «Юнкор» ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Августовка Самарской области. Сегодня Людмила Григорьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по патриотическому воспитанию школьников, она предлагает вашему вниманию свое выступление на Всероссийской конференции «Педагогическая мысль третьего тысячелетия». Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Григорьевны:
«Где бы человек ни находился, в памяти его постоянно живут родной дом, тропинка у окна, знакомая улица… Все то, что мы называем словом Родина. И, пожалуй, ничто нас так не радует и ничто так не волнует, как встреча с родными просторами, с тем уголком земли, где родились и выросли, сделали первые шаги в большую жизнь. Наша любовь и отрада – Августовка».
Полезного чтения…
Учитель-воспитатель-патриот - пример ученикам
«Где бы человек ни находился, в памяти его постоянно живут родной дом, тропинка у окна, знакомая улица… Все то, что мы называем словом Родина.
И, пожалуй, ничто нас так не радует и ничто так не волнует, как встреча с родными просторами, с тем уголком земли, где родились и выросли, сделали первые шаги в большую жизнь. Наша любовь и отрада – Августовка».
Сама я коренная жительница села Августовки. Здесь я родилась, живу, работаю, здесь мои корни. После школы, окончив училище связи, работала на центральном телеграфе. Прошло всего три года, но они показались мне вечностью. Очень скучала по тихой речке, на берегу которой я прожила много лет, по звенящей чистоте воздуха, по трелям птиц и стрекоту кузнечиков, по родным людям и близким друзьям, по месту, что зовется малой родиной. Любовь к родным местам, к селу с детства прививали мне мои родители, бабушки, мои первые учителя Ермоленко А. А. и Шабдарова О. В. Все это буквально преследовало меня, и тогда я выбрала себе профессию по душе, такую, что позволяет теперь самой передавать любовь к родному краю своим ученикам.
Хочу в любви признаться ни тебе,
Мой добрый друг, читающий стихи,
А Родине – в любви, своей земле,
Деревне, где горланят петухи.
В любви - реке, с названием Иргиз,
Что нас спасает от жары и жажды,
В любви - тропинке, что сбегает вниз,
Мосточку, что построен мной однажды.
И улице в любви признаюсь я,
Что прилепилась к берегу крутому.
Люблю до боли я тебя, земля,
И не могу любить я по-другому.
Люблю закат, пылающий огнем
И тот цветок, что у забора вьется.
Люблю березку под моим окном,-
Все это Родиной моей зовется!
Благо, что дети– благодарные слушатели и мои активные помощники в изучении истории родного края. Хорошим подспорьем нам, педагогам, являются книги местного краеведа Искрина Н. В. Николай Васильевич сам истинный патриот малой родины, своими очерками учит любить и уважать родную Августовку. С этого начинается воспитание патриотизма.
Изучая работы краеведа, можно узнать историческое прошлое своего села, проследить на протяжении полутора веков процесс освоения нашего края. Так, в книге «Краткий очерк истории села Августовка» говорится, что «река Большой Иргиз была самая большая из впадающих в Волгу. Иргиз и его притоки изобиловали рыбой. Здесь водились сомы, судаки, сазаны, лещи, голавли, щуки».
- А какая ситуация сейчас? – спрашиваю детей. Этот вопрос выливается в проект «Река моего детства». Организовали поездку к истоку реки, беседовали со старожилами, собирали легенды об Иргизе. С одной из них Лена Кобцева познакомила читателей детской областной газеты «Школьная страна», а фотографии Кочнева Максима использовали для выставки в районном доме культуры. Эта тема остается актуальной и сегодня. Исток Иргиза и сама река, занесенная в книгу рекордов России как самая извилистая, дети чаще всего предлагают отнести к «семи чудесам света» Самарской области. По этому поводу появилось стихотворение «Большой Иргиз»
Из отложений юрских древних
На свет пробился родничок,
Освободился робкий пленник
И засиял, как маячок.
Его заметили другие,
Сверкающие родники.
Усилия объединили.
Вот так возник исток реки.
Используя закон природы,
Среди степей сбежал он вниз.
И те живительные воды
Народ назвал Большой Иргиз.
Она все силы набирала,
Моя красавица река,
Жемчужиной степною стала,
И широка, и глубока.
Петляет к Волге, речка-змейка,
Да так, что Гиннес удивлен.
Занес Иргиз в свою семейку,
Рекордов много видел он.
Одно лишь Гиннес не заметил,
Не объявил на целый свет,
Что лучшего на всей планете,
Красивей места в мире нет.
То, о чём мы узнали из очерков Николая Васильевича, сейчас можно увидеть воочию в музее «Русский дом». До открытия «Русского дома» дети знакомились с описанием и интерьером русской избы, с бытом наших предков по книгам Н. В. Искрина: «Справа от двери стояла деревянная кровать, ближе к передней стене стоял большой деревянный стол, вдоль двух стен лавки, которые в ночное время использовались для спанья…» Теперь в «Русском доме» мы проводим уроки «августовковедения», которые обычно заканчиваются чаепитием по всем обычаям наших предков.
К таким урокам дети сочиняют стихи об Августовке, составляют рассказы, рисуют рисунки о родном селе, собирают и учат старинные колыбельные песни своих бабушек. Такие уроки остаются в памяти детей надолго и приносят ощутимую пользу.
А с блюдами старинной кухни дети знакомятся у меня дома. Я живу на улице Набережной, над которая уже семь лет шефствует мой класс. Это одна из первых улиц поселения. Вот уже несколько лет я на масленичной неделе приглашаю в гости наших бабушек. Понятно, что большинство моих соседей люди преклонного возраста, и в нетрадиционной обстановке их с интересом слушают дети. Такие душевные беседы получаются! «В старину едали деды» - так назвали мы с ребятами эти встречи. Бабушки приносят старинные блюда, некоторые готовим под их руководством непосредственно перед обедом, накрываем стол и начинается дегустация. Поучительным для ребят стало знакомство с правилами поведения за столом (мы читали об этом у Н. В. Искрина в главе «Жизнь и быт крестьянской семьи»), а теперь вот сами по-традиции едим из общей миски. Обязательно записываем и оформляем «Кулинарные рецепты русской старины». И на праздник Улицы, который мы проводим 19 мая, дети просят бабушек приготовить полюбившиеся им старинные блюда. Переходя от дома к дому, слушая историю каждой семьи начинаешь понимать, что эти люди достойны, чтобы на них ровнялись. Дети гордятся, что живут рядом с такими «незаметными» знаменитыми людьми.
После этих встреч завязалась дружба с Зарудневой В. М. и Гончаровой Н. Н. Женщины учат девчонок вязать и вышивать, а за работой рассказывают, как они своими руками готовили себе приданное, сколько долгих вечеров просидели у керосиновой лампы. Такое трудолюбие достойно уважения. Да и сейчас они помогают нам выращивать рассаду однолетников для школьного парка.
Дело в том, что четыре года назад я возглавила проект «Живи, наш парк, живи!». Инициативная группа школьников и дети моего класса проделали огромную работу: мы сумели подключить весь школьный коллектив, родителей, общественность и дали вторую жизнь сельскому парку. Теперь этот парк школьный. С какой радостью дети выходят на работу в «наш парк», как приятно проводить экскурсии и уроки под кроной русских березок. Этот проект занял второе место в районном конкурсе «Я гражданин», третье место на «Кирилло-Мифодьевских» чтениях (Лысиков Андрей, Искрин Александр). В то же время я возглавляла проект «Сделай свое село красивым», за который получили ценные подарки и поощрительный приз, как самая молодая команда.
Второе место на областных Головкинских чтениях, мы получили за научную работу «Зеленая аптека с улицы Набережной, 5» (Сашнина Анна, Пищулина Юлия), где поведали о кусочке девственной степи на приусадебном участке Гончаровой Нины Николаевны. С этой работой мы участвуем во Всероссийской олимпиаде по краеведению. А в этом году Поставной Вячеслав награжден грамотой за лучшую работу по теме «Дети войны».
В юбилейный год великой Победы вся воспитательная работа носит патриотический характер. Классные часы, конференции, встречи с ветеранами, солдатскими вдовами, тружениками тыла не оставляю детей равнодушными. У них возникает желание помогать пожилым людям, дарить добро. Я уверена, в таких сердцах не поселится жестокость и ненависть.
Большим подспорьем в пропаганде патриотизма является школьная газета «Слово за слово», которую я возглавляю. В конкурсе «Портрет поколений» в 2005 году газета получила Диплом за самое патриотическое школьное издательство. В 2007 году редакция приняла участи в первом областном фестивале школьных средств массовой информации «Пою мое Отечество!», а в 2008 году мы были участниками первого Российского фестиваля «Пою мое Отечество!», который состоялся в поселке Дагомыс, город Сочи. Затем в 2011 и 2012 году в Адлере мы были на четвертом и пятом фестивалях школьных СМИ. Так, о нашей Августовке узнала вся страна! Мы были награждены Грамотой (второе место) за работу «К истокам, к родникам моей родины», а фильм об Августовке «Мы в гости вас зовем» был отмечен Дипломом в номинации «Лучший фильм».
Моя деятельность по патриотическому воспитанию школьников была отмечена почетными грамотами, благодарностью Южного управления образования и науки Самарской области и федеральным знаком «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма».
Работа по изучению истории родного села помогает детям много узнать, а главное – полюбить маленький уголок своей Родины, мир своего детства. Как относятся дети к окружающей природе, эмоционально ли реагируют на ситуации, которые возникают в жизни класса, школы, появился ли у них интерес и желание принимать участие в экологической деятельности – это и есть черты патриота, разумного хозяина села, страны, планеты. Народ, потерявший чувство патриотизма, перестает быть единым народом, способным сплотиться ради достижения общих стратегических целей. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, старшему поколению, которое с пеленок воспитывалось на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.