Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Фирсовой Наталией Константиновной, учителем химии первой квалификационной категории МОУ «Лицей № 107» г. Саратова Саратовской области. Сегодня Наталия Константиновна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по применению игрового метода обучения на уроках химии. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Наталии Константиновны:
«Игровое обучение— это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности».
Полезного чтения…
Игровой метод обучения на уроках химии
Увеличение умственной нагрузки на уроках химии заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.
Почти во всех работах, посвященных проблеме обучения химии, указывается на важность и необходимость развития творческих способностей учащихся в процессе изучения школьного курса химии.
В целях повышения у учащихся интереса к химии многие учителя применяют разнообразные формы и методы работы, учитывая при этом эмоциональную сторону процесса обучения. Одной из таких форм работы является игра.
Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук.
Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Использование игры на уроке позволяет детям активно мыслить, чувствовать, творить, проявлять самостоятельность, происходит снижение перегрузки учащихся. Игра позволяет снять напряжение у слабоподготовленных учеников, страх перед оценкой ответа.
Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных химических идей, т.е. обучать химии в процессе игры.
Для проведения учебных игр на уроке химии можно использовать следующее оборудование: средства ТСО, химические реактивы и приборы, таблицы, раздаточный материал и т.д.
Игровой метод обучения на уроках химии должен соответствовать определенным учебно-воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся, игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным, целесообразно игру использовать на разных этапах изучении различного по характеру химического материала.
Учебные игры можно разделить на следующие виды: игры-упражнения, ролевые игры, игры-соревнования, игры-моделирования.
На своих уроках химии чаще всего использую следующие типы игр как:
- крестики и нолики. Использую для повторения, закрепления формул разных классов соединений. Для этого к доске вызываются два ученика, и учитель задает вопросы. Например, - написать формулу оксида натрия. Если тот, кому был задан вопрос, отвечает неправильно, то на этот же вопрос может ответить другой ученик. Если же и он не правильно отвечает, то вопрос переходит к классу. Можно игру проводить так, чтобы вопросы задавали сами играющие друг другу, или, чтобы класс задавал вопросы.
- игра - вопросы учителю. Данный метод хорош тем, что дети учатся правильно формулировать свой вопрос. Ведь прежде чем задать вопрос нужно найти или знать на него ответ, а потом правильно задать вопрос. Эта игра развивает речь и умение выражать свою мысль.
- гейм - дальше: учитель быстро задает вопросы и ученик отвечает, если не знает- говорит дальше. При этом засекается время - и так с несколькими детьми;
- логические цепи. Учитель задает начало фразы: «Кальций – металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «поэтому». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее учитель предлагает новую фразу.
- сходства и различия. Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четверки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить учащимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут: различить объекты, разделить объекты, классифицировать объекты.
Избранный метод проведения занятий активизирует учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.
Игровые формы и приемы можно использовать как на уроках, так и во внеурочной работе.
При обобщении и закреплении знаний можно проводить уроки-путешествия на «поезде» или другом виде транспорта, где задания выполняются учениками по «прибытии» на станции: «Разминка», «Кислотная», «Расчетная», «Ионная» (урок в 8 классе по темам: «Оксиды», «Ионные уравнения», «Кислоты», «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)» и т.д.).
Домашнее задание может принимать игры следующих форм:взаимный опрос, эвристическая беседа, творческие домашние задания (составление ребусов, сканвордов, кроссвордов, химических сказок).
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.