Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Путешествие в мир калмыцких игр
10 минут 8192 1491

Путешествие в мир калмыцких игр

Volobueva fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Волобуеву Оксану Анатольевну, воспитателя по физкультуре МКДОУ детский сад № 10 «Жаворонок» г. Элиста республики Калмыкия. Сегодня Оксана Анатольевна с радостью предлагает вашему вниманию НОД на тему «Путешествие в мир калмыцких игр». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Анатольевны:

«Народные игры являются неотъемлемой частью интернацио­нального, художественного и физического воспитания дошколь­ников. Радости движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, ува­жительное отношение к культуре своего народа, создается эмоционально-положительная основа для развития чувства люб­ви и преданности Родине».

Увлекательного чтения…


Путешествие в мир калмыцких игр

Посмотреть статью с фотографиями.

Я живу и работаю в маленькой республике на юге нашей необъятной родины, в республике Калмыкия. На протяжении многих веков на территории республики проживают калмыки, народ с очень богатой культурой, и интересными традициями. В нашей республике большое внимание уделяется пропаганде калмыцкого языка и культуры. И естественно приобщение детей к культуре предков охватывает все ступени образования, в том числе и первую, начальную ступень – дошкольное образование. А так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то в нашем ДОУ № 10 «Жаворонок» уделяется большое внимание обучению детей калмыцким народным играм.   Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий вели­кой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд; национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернацио­нального, художественного и физического воспитания дошколь­ников. Радости движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, ува­жительное отношение к культуре своего народа, создается эмоционально-положительная основа для развития чувства люб­ви и преданности Родине.       Калмыцкие подвижные игры являются, одним из важнейших средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Характерная особенность таких игр - комплексность воздействия как на организм, так и на все стороны личности ребенка: физическую, умственную и нравственную. В играх дети знакомятся с культурой и бытом предком, особенностями жизни кочевого народа. Большое место в калмыцких национальных играх уделяется играм с альчиками. Альчики- это небольние косточки животных, преимущественно суставной части. За времена кочевой самобытности было придумано много игр с альчиками, начиная от простых, например «Собери альчики», затем были различные варианты метания альчиков, выбивания из разных исходных положений и различными способами. Игры с альчиками развивают не только мелкую моторику рук, но и помогают детям упражняться в ловкости, меткости, умении концентрировать внимание, просчитывать варианты развития игры на несколько ходов вперед. В своей профессиональной деятельности я неоднократно обращалась к калмыцким народным играм. За несколько лет наработан большой материал по приобщению детей к национальной культуре посредством применения калмыцких национальных игр, это и кружковая работа, досуги и развлечения с детьми и родителями, ряд семинаров и консультаций по обучению родителей калмыцким играм, а также серия сюжетной интегрированной НОД, в основу которой положены калмыцкие народные игры. Я хочу поделиться опытом работы и предлагаю НОД на тему «Путешествие в мир калмыцких игр».

                  НОД по физкультуре для средней группы                

                «Путешествие в мир калмыцких народных игр»

Цель: приобщение детей к миру народных калмыцких игр.

Задачи: закреплять умение играть с альчиками, развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве, мелкую моторику; умение взаимодействовать в коллективе; закреплять умение имитировать движения животных, развивать творческие способности детей, прививать любовь к родному краю, применяя национальные игры.

Атрибуты: мультимедиа, ТСО, картины с изображением животных, мешочки с альчиками, обручи, ведерки.

Ход занятия:

Дети заходят в физкультурный зал.

Пед: Мендвт, бичкдүд (здравствуйте ребята). Сегодня, мы отправимся в путешествие в мир калмыцких народных игр.

Дети просматривают файлы с применением мультимедиа, с изображением природы и животных, обитающих в степи, фотографии быта калмыков, изображение альчиков.

Пед: А помогать нам будут, животные, обитающие в степи. Чтобы попасть в волшебную страну, необходимо идти, подражая движениям животных.

Слышится плач, появляется   Маша.

Пед: Что случилось, Маша?

Маша: Бабушка подарила мне подарок, сказала, что с ним можно придумать множество игр. А я не знаю, что это такое и как с ним играть.

Пед: (показывает детям альчик) ребята, подскажите, как называется этот предмет (альчик). Мы с ребятами отправляемся в путешествие, в мир калмыцких игр, пойдем с нами, ты увидишь много нового и интересного. Пора отправляться в путешествие.

- ходьба в колонне по одному;                                                                                               -на носках, руки в стороны «һәрд»(орел);                                                                                -с высоким подниманием бедра «тоһрун» (Журавль);                                                                             - прыжки на двух ногах с продвижением «туула» (Заяц);                                                                - бег с высоким подниманием бедра «гөрәсн» (Сайгак)                                                                     - бег в колонне по одному. «мөрн» (Лошадь).                                                                                    Пед: Мы с вами попали на волшебную поляну. Здесь спрятаны игры, чтобы их найти, необходимо отгадать загадки. Я хочу прочитать вам стихотворение, а вы попробуйте угадать, о ком это произведение.                                                                                                                                                                                            

                                                Он трусишка, но с тропинки

                                                От испуга не бежал.

                                               Уши вытянул вдоль спинки

                                               Замер серенький дрожал.

                                               Сумку я раскрыл: «Влезай!»

                                               Тот в кусты и убежал.

                                                                                      (заяц)

К картине с изображением зайца необходимо прыгать на двух ногах (как заяц).

Около картины с изображением зайца лежит мешочек. Ребенок, по просьбе воспитатель подходит и достает из мешочка альчик.

Игра «Зайцы, берите капусту»

На полу лежат два обруча. Дети делятся на две команды. На другом конце зала разбросаны альчики. Дети прыжками двигаются к альчикам, берут по одному альчику и возвращаются к своему обручу.

Атрибуты: 2 обруча, альчики

Пед: Продолжаем путешествие, вот вам следующая загадка:

                                         Серый, зубастый,

                                        По степи рыщет,

                                         Телят, овец ищет.

                                                                        (волк)

К картине с изображением волка мы двигаемся широким шагом, словно крадемся. Ребенок, по просьбе воспитатель подходит к картине и достает из мешочка альчик.

Игра «Передача альчиков»

Дети сидят в кругу. По кругу пускаются два альчика,в правую и в левую сторону, те у кого альчики «встретятся» встают и бегут в разные стороны, кто первый добежит до места, тот и победил.

Атрибуты:2 альчика.

Пед: Слушайте следующее задание. Я опишу животное, а вы попробуйте угадать.

                                     Рыжая шубка, хвост пушистый

                                       В сказках – плутовка, обманывает ловко.

                                                                                                    (лиса)

К картине с изображением лисы мы идем, подражая движениям лисы.

Около картины с изображением лисы лежит мешочек. Ребенок, по просьбе воспитателя подходит и достает из мешочка игрушку лисы.

Пед: Кажется я знаю, в какую игру мы с вами сейчас будем играть, она называется «Лиса в курятнике». Но сначала нам необходимо выбрать лису.

С помощью считалки на калмыцком языке выбирается ловишка-лиса. Педагог берет спрятанную заранее за картиной мыску лисы и одевает ее на голову ребенку.

Игра «Лиса в курятнике»

Атрибуты: маска лисы, скамейки.

Пед: И последняя загадка:

               Он в степи живет, бегуном слывет.

               Желтая шубка, острые рожки,

               Длинные ножки.

                                                                   (сайгак)

К картине с изображением сайгака мы бежим с высоким подниманием бедра.

Из мешочка, находящегося около картины ребенок достает альчик.

Игра»Целься вернее»

Атрибуты: 2 обруча, 2 ведерка, альчики.

Пед: Все загадки разгадали, во все игры поиграли, пора возвращаться назад.

- ходьба по кругу под музыку «Звуки природы»

Педагог предлагает детям назвать на русском и калмыцком языках, и с имитировать движения животных, которых они встретили сегодня на занятии.

- Д/упр «Ветер»

Маша : Какое интересное путешествие получилось. Спасибо вам ребята, теперь я знаю много игр, которые можно играть с альчиками. Мне пора идти,я хочу познакомить друзей с новыми играми. До свидания ребята.

Пед: Подошло к концу наше путешествие.

Педагог приносит два мешочка, один с альчиками, другой с яблоками.

На прощание я хочу подарить вам подарки, это альчики, чтобы вы не забывали традиции калмыцкого народа и яблоки, потому что фрукты содержат много витаминов, которые помогает нам не болеть и всегда оставаться   такими же сильными, здоровыми и веселыми как сегодня.

Педагог прощается с детьми, и они выходят из зала.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2678 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677