Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Емельяновой Диной Ивановной, воспитателем МАДОУ № 85 «Колокольчик» г. Великий Новгород Новгородской области. Сегодня Дина Ивановна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом психологической разгрузки ребенка. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Дины Ивановны:
«В процессе работы мы заметили, что пластические этюды, которые мы разучиваем и создаем, благотворно влияют на детей, помогают сформировать навыки общения, выразить накапливающиеся эмоции. Поэтому поставили себе еще одну цель: использовать пластические этюды для создания хорошего настроения в течение всего дня, работоспособности, доброжелательности, установления доверительных отношений, формирования чувства защищенности и комфортности».
Увлекательного чтения…
Пластические этюды как средство психологической разгрузки ребенка.
В программе «Развитие» (Л.А.Венгер) есть дополнительные разделы. Один из них нас, как воспитателей, очень заинтересовал. Это раздел «Выразительные движения». По замыслу авторов работа воспитателя по данному разделу нацелена на развитие у дошкольников с одной стороны, конечно творческих способностей, а с другой – невербального общения. Данный вид творчества, когда ребенок создает образы посредством собственного тела, отвечает двигательной природе детского воображения и является оптимальным для его развития. В процессе работы мы заметили, что пластические этюды, которые мы разучиваем и создаем, благотворно влияют на детей, помогают сформировать навыки общения, выразить накапливающиеся эмоции. Поэтому поставили себе еще одну цель:
- использовать пластические этюды для создания хорошего настроения в течение всего дня, работоспособности, доброжелательности, установления доверительных отношений, формирования чувства защищенности и комфортности.
Во второй младшей группе дети собираются вместе кто из яслей, кто из дома. Группа для них пока «чужая», и дети, и взрослые тоже чужие. Наша главная задача – дать детям почувствовать себя свободными, но находящимися в коллективе, где тебя принимают и защищают. Необходимо помочь «обжить» пространство группы через создание образов игрушек посредством простейших образно-пластических невербальных взаимодействий под музыку или используя художественное слово.
Например: Упражнение «Горошины».
Воспитатель подзывает детей и предлагает поиграть. Объясняет правила: все дети – горошины; они «рассыпаются» в разные стороны по сигналу, воспитатель, держа руку перед собой, как бы выпускает зажатые в кулак горошины и произносит: «Рассыпались горошины». Дети разбегаются. Затем воспитатель снова словом и жестом «собирает горошины в горсточку» - дети бегут к нему.
Кажется, очень простое упражнение, но очень ёмкое. Детям ничего не приказывается, они играют роль. Разбегаясь по помещению, они учатся взаимодействию: надо так «катиться», чтобы никого не сбить, самому «откатываться» на свободное место; знакомятся с пространством группы, возвращаясь к воспитателю, могут прижаться к нему, к другим детям («Вот уже и не так страшно, я не один!»). Подобное упражнение «Ниточка-иголочка».
Основное место в жизни детей в группе занимают игрушки. Любовь к ним переносится на отношения к окружающему. Поэтому, создавая образ игрушек, дети еще глубже осваивают пространство группы, а управляя своим телом, выражают самые разные эмоции. Например: Упражнение «Шалтай-болтай».
Воспитатель показывает детям Шалтая-болтая ( у нас это кукла Петрушка) и предлагает посмотреть на его движения (воспитатель поворачивает куклу так, что ее руки-ноги болтаются в разные стороны), затем дети играют в Шалтая-болтая, подражая движениям взрослого и проговаривая ритмично слова:
Шалтай-болтай сидел на стене, (на каждое слово резко поворачивается корпус то в одну, то в другую сторону, с маху захлестывая вокруг себя руки)
Шалтай-болтай свалился во сне (расслаблено уронить корпус вперед, голова и руки повисают вниз).
Этим упражнением хорошо снимается мышечное напряжение, как и другими: «Мяч прыгает» (прыжки на двух ногах), «Волчок вращается» (кружение, остановка, падение). Кроме того, как правило, дети смеются, а это рождает хорошее настроение.
После т ого, как дети привыкли к группе, узнали друг и друга и подружились, вводим пластические этюды более сложные. Например, на материале стихов А.Барто – «Лошадка». После чтения стихотворения воспитатель предлагает детям попытаться показать движением, как можно «причесывать» лошадку 9понарошку), а затем в парах выполняется упражнение «Ухаживаю за лошадкой». Дети взаимодействуют друг с другом попарно в соответствии с игровыми ролями. «Хозяин» пытается достоверно передать воображаемые действия «причесывания» лошадки, обходя ее с разных сторон, бережно прикасаясь к гриве, шерстке. Воспитатель предлагает: если «лошадке» нравится, как за ней ухаживают, пусть поблагодарит хозяина (кивая головой), если же не нравится, пусть тоже выразит это движением (бьет копытом землю, трясет головой). Воспитатель спрашивает, как еще можно поухаживать за лошадкой. «Накормить, напоить»… при этом «хозяин» смотрит на лошадку: удобно ли ей есть и пить, а «лошадка» то склонится к протянутым ладошкам «хозяина», то выпрямляется, имитируя «пережевывание корма» или «глотание», а насытившись, благодарно кивает головой. Далее дети меняются ролями.
Таким же образом выполняются упражнения «Мишка», «Играем с мячиком», «Мячик лопнул», «Починим лопнувший мяч», «Тряпичная и деревянная куклы» и т.д. Кроме стихов А.Барто и С.Маршака обязательно используем музыкальные произведения.
В средней группе дети все больше научаются парному взаимодействию. Поэтому этюды превращаются в небольшие инсценировки под музыку. Например, чтобы помочь детям избавиться от агрессивности с помощью жестов, мимики, энергичных движений, мы используем игру «Волк и заяц» под фрагменты музыки Прокофьева «Петя и волк». Дети разбиваются на пары, договариваются, кто Заяц, кто Волк. Зайцы размещаются в одной стороне, Волки – в другой, каждый напротив своего партнера. Воспитатель рассказывает историю: «Однажды Зайчик, скрываясь от Волка, забежал в магазин игрушек. Кинулся туда, сюда – негде спрятаться. Тогда он прыгнул на полку с игрушками и замер, притворившись, что он не живой, а игрушечный». Дети-Зайцы замирают в разных позах. Появляется Волк, злой-презлой. Он медленно приближается к своему Зайчику, вглядывается, принюхивается к нему, пытаясь понять, живой он или игрушечный, обходит его кругом, снова принюхивается. А Зайчик так хорошо притворился, что Волк поверил, пришлось ему удалиться ни с чем. Уходит Волк, а сам злобно оглядывается на Зайца, досадно оскаливается, что не удалось ему поймать добычу, щелкает зубами». Все это дети проделывают в соответствии с ролью, агрессия уходит, все довольны. Если кому-то из детей грустно, мы выполняем этюд «Смешные скоморохи», когда каждый может придумывать любые смешные движения под музыку А.Аверкина «Скоморошина».
В старшем возрасте работа осуществляется на новом уровне, так как дети уже способны, благодаря возрастающим психо-физическим возможностям, воплощать более сложные игровые содержания. Усложняются и задачи. В старшем возрасте дети разыгрывают сценки из сказок «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса» и др. Мы не показываем сказку «Колобок», мы разыгрываем пластические этюды по различным картинам сказки: «Приготовление теста», «Выпекание колобка», «Колобок катится по тропинке» и.т.п. Мы передаем образы посредством мимики и жестов. Дети очень любят этюды-превращения: «Облака», «Растет подснежник», «Волшебные цветы», «Ветер», «Баба-Яга» и.др.
Музыка, сопровождающая эти пластические этюды, помогает детям двигаться всем телом, проявлять все возможные эмоции, приоткрывать внутренний мир.
Таким образом, пластические этюды помогают нам сделать пребывание ребенка в детском саду комфортным, снять самые различные затруднения, решить множество проблем. А главное – дают возможность ребенку средствами мимики и жестов выразить себя.