Дорогие друзья, мы рады представить вам Ковтун Елену Ильхамовну, воспитателя второй квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 5 «Брусничка» г. Бодайбо Иркутской области. Сегодня Елена Ильхамовна с удовольствием делится с нами полезным материалом об оздоровлении детей дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам, узким специалистам дошкольных учреждений и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Ильхамовны:
«Для родителей и педагогов нет важнее задачи, чем сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Статья будет интересна педагогам, узким специалистам дошкольных учреждений и родителям».
Познавательного чтения…
Оздоровление детей дошкольного возраста
Для родителей и педагогов нет важнее задачи, чем сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка дошкольного возраста этой средой также является ДОУ, система образования. И в тоже время в этот период происходит интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. Организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
В нашем ДОУ много внимания уделяется физкультурно-оздоровительной работе. Анализируя свою работу, педагоги на педсоветах, педчасах, открытых мероприятиях делятся опытом, учатся друг у друга.
Большинство проблем здоровья детей решается в ходе ежедневной, практической работы воспитателей. Медиком, инструктором по физкультуре, педагогом-психологом, воспитателями проводится комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучается динамика.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ является равнозначной образовательно-воспитательной, а в ряде случаях доминирует, когда дело касается детей с устойчивыми нарушениями здоровья. Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Функционируют разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка. Эффективное решение задач оздоровления и увеличение потенциала здоровья ослабленных и часто болеющих детей доступными средствами является физическая культура, двигательная активность.
Сохранить бодрость и приподнятое настроение у детей в течение всего дня помогают различные виды утренней гимнастики, ведь именно она позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Ведь недаром в народе говорят: «Зарядку делай каждый день – пройдут усталость, вялость, лень! Нужно помнить, что здоровье ребенка зависит не только от физического здоровья, но и от психоэмоционального состояния.
Для снятия психоэмоционального напряжения у воспитанников используем минутки - релаксации. Дети ложатся на коврик спиной, закрывают глазки и слушают спокойную музыку.
По моему мнению, одним из эффективных методов оздоровления детей является закаливание. Которое включает в себя: гимнастику после сна (гимнастика пробуждения), хождение босиком по «дорожкам здоровья». А чтобы поддержать настроение и желание детей ходить по таким дорожкам, они изготовлены в нетрадиционной форме из: крышек от пластиковых бутылок, фломастеров.
Заканчивается оздоровительный комплекс после сна босохождением по ковру, где ребята, выполняя дыхательную гимнастику («Ветер», «Часики»), учатся правильно дышать. Также для закаливания воспитанников используем факторы внешней среды: двигательную активность на воздухе, умывание прохладной водой, в летний период – ходьба босиком по траве, песку, гравию, камешкам, игры с песком и водой, солнечные ванны. Обязательным условием является соблюдение индивидуального подхода к каждому ребенку состояние здоровья детей.
Проводим работу с детьми и родителями по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни. Стали традиционными спортивные досуги, праздники, физкультурные занятия с участием родителей, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Использование активных форм работы помогает нам преподнести знания родителям ненавязчиво в процессе сотрудничества и активного взаимодействия взрослого и ребенка.
В результате внедрения в практику нетрадиционных форм, комплексный подход по оздоровлению детей наблюдается положительная динамика.