Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Никулиной Любовью Николаевной, воспитателем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45» г. Братска Иркутской области. Сегодня Любовь Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию модель организации адаптационного периода детей к детскому саду. Статья будет интересна педагогам групп раннего возраста и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Любови Николаевны:
«Адаптация-это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная, перестройка организма происходит на личной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, а это в свою очередь, может привести к нарушению здоровья, поведения и психики. Как можно облегчить крохе процесс адаптации? Постараться научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми: « А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?.и.т.п.» Установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми, знакомство с группой (групповая, спальная, умывальная, приемная комнаты), с детским садом (музыкальный зал, физкультурный зал, коридор, тренажерный зал, кухня, медицинский кабинет), с педагогами и персоналом детского сада.
Полезного чтения…
Модель организации адаптационного периода
Адаптация-это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная, перестройка организма происходит на личной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, а это в свою очередь, может привести к нарушению здоровья, поведения и психики.
Как можно облегчить крохе процесс адаптации? Постараться научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми: « А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?.и.т.п.» Установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми, знакомство с группой (групповая, спальная, умывальная, приемная комнаты), с детским садом (музыкальный зал, физкультурный зал, коридор, тренажерный зал, кухня, медицинский кабинет), с педагогами и персоналом детского сада. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения, страхи и намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенок с желанием приходил в детский сад, для этого нужно:
1. Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами. Утром дети приходят со своими любимыми игрушками, которые могут положить в кармашек на кровати или в кабинке. В группе имеется уголок уединения. Ребенок может посидеть там, рассматривая книгу или играя с игрушками. Проведя анкетирование среди родителей, я узнала интересы детей, их любимые занятия. Поэтому с учетом индивидуальных особенностей создала условия для разнообразных игр: сюжетных, игр с водой, песком, дидактическими игрушками, игр на основе народного фольклора, игр-забав, подвижных игр.
2. Создание предметно - развивающей среды. В группе висят красивые занавески, оборудован уголок с детскими книжками, есть сухой бассейн, разноцветные мячи, большие яркие машины, коляски для катания кукол, каталки, уголок ряженья, где дети могут примерять разные шапочки, юбочки, сарафанчики
3. Учёт привычек и стереотипов поведения ребенка в период адаптации: использование колыбельных песен при укладывании детей спать, сон с любимыми игрушками, чтение сказок, потешек.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками. А для этого организую игры детей рядом со сверстниками: « Нежно гладим мы зверят», « Весёлые платочки», «Привет дружок - пока дружок», « В Мишку», «Зайка». Большое значение для объединения детей в игре оказывают сюжетно-отобразительные игры. Организуя куклам чаепитие, одни ребята расставляют посуду, другие ставят чайник на печку, третьи приносят тортики, печенье.
5. Работа с родителями.
Период адаптации - тяжелое время не только для малыша, но и для их родителей. Чтобы адаптация прошла в легкой или средней степени тяжести, мы предлагаем родителям заполнить анкеты, разрабатываем памятки, буклеты, готовим консультации, папки-передвижки.
Диагностика адаптационного периода проходит по трем направлением:
характеристика родителями состояния своих детей в семье, оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, заполнение индивидуального листа адаптации ребенка.
По окончанию периода адаптации в нашем дошкольном учреждении проводится медико-педагогическое совещание с расширенным составом. Туда входят методист, педагог - психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста. На нем обсуждаются результаты организации адаптации детей групп раннего возраста к детскому саду, отмечаются положительные моменты, анализируются итоги и намечается дальнейшая работа. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, увлеченно играет один или со сверстниками.
Литература
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие, Воронеж Учитель,2006, 236 с.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Москва изд. Линка Пресс, 1993,110 с.
- Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Линка - Пресс, 2001.
- Теплюк С.Н. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов. Мозаика – Синтез,2011, 256 с.
- Смирнов Е.О. Дети раннего возратса в детском саду. Педагогический университет. Первое сентября, 2010,104 с.