Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Модель организации адаптационного периода
6 минут 5201 1107

Модель организации адаптационного периода

Nikulina fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Никулиной Любовью Николаевной, воспитателем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45» г. Братска Иркутской области. Сегодня Любовь Николаевна с удовольствием предлагает вашему вниманию модель   организации адаптационного   периода детей к детскому саду. Статья будет интересна педагогам групп раннего возраста и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Любови Николаевны:

«Адаптация-это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:   физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная, перестройка организма происходит на личной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, а это в свою очередь, может привести к нарушению здоровья, поведения и психики. Как можно облегчить крохе процесс адаптации?   Постараться научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми: « А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?.и.т.п.» Установление открытых, доверительных   отношений между воспитателями и детьми, знакомство с группой (групповая, спальная, умывальная, приемная комнаты),   с детским садом (музыкальный зал, физкультурный зал, коридор, тренажерный зал, кухня, медицинский кабинет), с педагогами   и персоналом детского сада.

Полезного чтения…


Модель   организации адаптационного   периода

Адаптация-это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:   физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная, перестройка организма происходит на личной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, а это в свою очередь, может привести к нарушению здоровья, поведения и психики.

Как можно облегчить крохе процесс адаптации?   Постараться научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми: « А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть?.и.т.п.» Установление открытых, доверительных   отношений между воспитателями и детьми, знакомство с группой (групповая, спальная, умывальная, приемная комнаты),   с детским садом (музыкальный зал, физкультурный зал, коридор, тренажерный зал, кухня, медицинский кабинет), с педагогами   и персоналом детского сада. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.   Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения, страхи   и намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенок с желанием приходил   в детский сад, для этого нужно:

1. Создание   условий для общения со знакомыми игрушками и вещами. Утром дети приходят со своими любимыми игрушками, которые могут положить в кармашек на кровати или в кабинке. В группе имеется уголок уединения. Ребенок может посидеть там, рассматривая книгу или играя с игрушками. Проведя анкетирование среди родителей, я узнала интересы детей, их любимые занятия. Поэтому с учетом индивидуальных особенностей создала условия для разнообразных игр:     сюжетных, игр с водой, песком, дидактическими игрушками, игр на основе народного фольклора, игр-забав, подвижных игр.    

2. Создание предметно - развивающей среды. В группе висят красивые занавески, оборудован уголок с детскими книжками, есть сухой бассейн,   разноцветные мячи,   большие яркие машины, коляски для катания кукол, каталки, уголок ряженья, где дети могут примерять разные шапочки, юбочки, сарафанчики

3. Учёт привычек и стереотипов поведения ребенка в период   адаптации:    использование колыбельных песен при укладывании детей спать, сон с любимыми игрушками, чтение сказок, потешек.

4. Побуждение   ребенка   к общению со сверстниками. А для этого организую игры детей рядом со сверстниками: « Нежно   гладим   мы зверят», « Весёлые платочки»,   «Привет дружок - пока дружок», « В Мишку», «Зайка». Большое значение для объединения детей в игре оказывают сюжетно-отобразительные игры. Организуя куклам чаепитие, одни ребята расставляют посуду, другие ставят чайник на печку, третьи приносят тортики, печенье.

5. Работа с родителями.

Период адаптации - тяжелое время   не только для малыша, но и для их   родителей.   Чтобы адаптация прошла в легкой или средней степени тяжести, мы предлагаем родителям заполнить анкеты, разрабатываем памятки, буклеты, готовим консультации, папки-передвижки.

Диагностика адаптационного периода проходит по трем направлением:

характеристика родителями   состояния своих детей в семье, оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада, заполнение   индивидуального листа адаптации ребенка.

По окончанию периода адаптации в нашем дошкольном учреждении проводится   медико-педагогическое совещание с расширенным составом. Туда входят методист, педагог - психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста. На нем обсуждаются результаты организации адаптации детей групп раннего возраста к детскому саду, отмечаются положительные моменты, анализируются итоги и намечается дальнейшая работа. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении,   увлеченно играет один или со сверстниками.

Литература

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие, Воронеж Учитель,2006, 236 с.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Москва изд. Линка Пресс, 1993,110 с.
  3. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития.   Линка - Пресс, 2001.
  4. Теплюк С.Н. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов. Мозаика – Синтез,2011, 256 с.
  5. Смирнов Е.О. Дети раннего возратса в детском саду. Педагогический университет. Первое сентября, 2010,104 с.

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2889 45

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6814 677