Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кузнецовой Еленой Васильевной, воспитателем, педагогом дополнительного образования, учителем – дефектологом МДОУ ДС комбинированного вида № 5 «Брусничка» г. Бодайбо Иркутской области. Сегодня Елена Васильевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития. Статья будет полезна молодым, начинающим педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Васильевны:
«Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдают у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук».
Познавательного чтения...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития
Передо мной, педагогом, стоит задача повысить мотивацию к получению знаний, пробудить интерес к приобретению нового опыта, воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка так, чтобы он смог увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном.
Этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движение рук ребенка будет носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразным орудием детского воображения. Продолжая аналогию руки с мозгом, именно мелкие мышцы руки обеспечивают работу мысли функцию речи.
Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдают у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонение в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. У ребенка, занимающегося продуктивной деятельностью, происходит развитие тонких движений пальцев. А пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, через которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Восточной медициной установлено, что развитие тонких движений у большого пальца, повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца – положительно влияет на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца на сердце. Исследование отечественных физиологов также подтверждает связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует и развитию речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
В своей работе при проведении занятий придерживаюсь четких правил в процессе продуктивной деятельности:
- Обеспечиваю рабочее место ребенка.
- Определяю определенный вид работы (рассматриваем алгоритм будущего изделия).
- Формулирую цели, задачи
- Создаю спокойную, деловую обстановку.
- Пробуждаю интерес, и стараюсь поддерживать его в процессе всего занятия .
- Время занятия - 20-30 минут.
- При подведении итогов работы даю только положительную оценку работе воспитанников, не должно быть победителей и побежденных.
- Постоянно меняю формы занятий.
9. Существует несколько правил, которые дети придерживаются в процессе продуктивной деятельности:
а) «Научился сам – научи других»
б) «Начал дело - доведи его до конца»
Главное: учить детей доводить начатое дело до конца, плохо, если он бросает свою работу на полпути. Позволяя не доканчивать, недоделывать, мы воспитываем неуверенного в себе человека.
В начале каждого занятия провожу упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, будь это пальчиковые игры или упражнения, массаж рук и пальцев, заучиваем стихотворение с помощью рук, развивая способности соотносить текст с движениями, способствовать развитию воображения.
Как выяснить, есть ли у ребенка проблемы по развитию моторики
и что для этого нужно делать?
Предлагаю вашему вниманию примерный перечень упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук.
1. Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития ручной ловкости у детей дошкольного возраста можно определить по числу бросков мяча диаметрам 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 сек ребенок бросил мяч более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15-удовлетворительная, менее 15 раз - плохая.
Используются и другие приемы:
2. Поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца: предложить с наибольшей скоростью прикасаться по очереди кончиком большого пальца к кончикам 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проделать это же в обратном порядке.
3. Одновременное чередование кулака и ладони.
4. Отстукивание ритма 1-11-1-11.
5. Лабиринт: по сигналу провести линию до выхода из лабиринта.
6. Удерживание в течение 10 с положения на корточках с горизонтально вытянутыми руками.
7. Стояние с закрытыми глазами попеременно на правой и левой ноге.
8. При прыжке вверх ударить в ладони не менее 3-х раз.
Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений
1. «Деревья» - поднять обе руки к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол)
2. «Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.
3. «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
4. «Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев правой и левой руки.
5. «Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».
6. «Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение, выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.
7. «Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуть.
8. «Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.
9. «Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинца соединить с кончиками большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, левой, затем обеими руками.
Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений
1. «Звонок» - на столе перед ребенком настольный звонок (кнопка или рисунок).Дети сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.
2. «Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам другой.
3. «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.
4. «Человечек» - Указательный и средний пальцы бегают по столу.
5. «Птицы летят» - пальцы обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.
6. «Игра на фортепиано» - имитация игры на пианино. Можете имитировать игру на любых музыкальных инструментах.
7. «Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.
8. «Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.
9. «Веселые маляры» - движения «кистью» влево - вправо, вниз-вверх.
10. «Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.
Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость
Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (по схеме), слуховому восприятию, после показа.
1. «Ладонь - кулак» - кисть руки опускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. (упражнения выполняют сначала одной рукой, потом другой, только после обеими руками).
2. «Ладонь, кулак, ребро» - кисть руки опускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и становится ребром.
3. «Оса-кольцо, Зайчик – кольцо)» - переходы из одной статическая позы в другую.
4. «Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек(/) и точек(.), где //- «медленные» (с паузой) - быстрые постукивания.
Упражнения с предметами
1. «Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть разноцветными, одноцветными.
2. «Работа с бусами» - раскладываются бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается составить бусы, где чередуются бусины большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету. Привыполнений этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удерживать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.
3. Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор круп»», Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».
Графические работы
Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в следующем:
- Обводке контуров, лекал;
- Воспроизведение изображения с помощью опорных точек;
- Штриховке в разных направлениях;
- Дорисовывание недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;
- Раскрашивание картинок;
- Соединение точек, нанесенных на листе бумаги.
Игры для развития тонкой моторики и
координации движений
1. «Трудные виражи»- для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем ребенку сказать: «Ты водитель и тебе надо провести свою машинку к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.
2. «Съедобное - несъедобное» (эта группа с мячом широко известна и не требует подробного описания)
3. «Зеркало» - ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.
4. «Тир» - попадание в цель мячом, стрелами, кольцами.
Для развития моторики использую в своей работе с воспитанниками: продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, вырезание из бумаги, вязание, вышивание, плетении. Развитию общей моторики также способствуют: спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой.
Один из эффективных путей совершенствование мелкой моторики рук является продуктивная деятельность. Она способствует умственному, эстетическому, эмоциональному и творческому развитию детей. Изделия, как продукт деятельности очень важен в коррекционной работе. Оно помогает с одной стороны определить основные проблемы ребенка, выявленные в процессе трудовой деятельности, с другой стороны найти пути их решения.