Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Кузнецова Е.В.
12 минут 4111 877

Мастера своего дела: Кузнецова Е.В.

Kuznecova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кузнецовой Еленой Васильевной, воспитателем, педагогом дополнительного образования, учителем – дефектологом МДОУ ДС комбинированного вида № 5 «Брусничка» г. Бодайбо Иркутской области. Сегодня Елена Васильевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере развития мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития. Статья будет полезна молодым, начинающим педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Васильевны:

«Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдают у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук».

Познавательного чтения...


Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития

   Передо мной, педагогом, стоит задача повысить мотивацию к получению знаний, пробудить интерес к приобретению нового опыта, воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка так, чтобы он смог увидеть необычное в обычном, возможное в невозможном.

   Этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движение рук ребенка будет носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразным орудием детского воображения. Продолжая аналогию руки с мозгом, именно мелкие мышцы руки обеспечивают работу мысли функцию речи.

   Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдают у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонение в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. У ребенка, занимающегося продуктивной деятельностью, происходит развитие тонких движений пальцев. А пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, через которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Восточной медициной установлено, что развитие тонких движений у большого пальца, повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца – положительно влияет на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца на сердце. Исследование отечественных физиологов также подтверждает связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует и развитию речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

В своей работе при проведении занятий придерживаюсь четких правил в процессе продуктивной деятельности:

  1. Обеспечиваю рабочее место ребенка.
  2. Определяю определенный вид работы (рассматриваем алгоритм будущего изделия).
  3. Формулирую цели, задачи
  4. Создаю спокойную, деловую обстановку.
  5. Пробуждаю интерес, и стараюсь поддерживать его в процессе всего занятия .
  6. Время занятия - 20-30 минут.
  7. При подведении итогов работы даю только положительную оценку работе воспитанников, не должно быть победителей и побежденных.
  8. Постоянно меняю формы занятий.

9. Существует несколько правил, которые дети придерживаются в процессе продуктивной деятельности:

а) «Научился сам – научи других»

б) «Начал дело - доведи его до конца»

   Главное: учить детей доводить начатое дело до конца, плохо, если он бросает свою работу на полпути. Позволяя не доканчивать, недоделывать, мы воспитываем неуверенного в себе человека.

   В начале каждого занятия провожу упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, будь это пальчиковые игры или упражнения, массаж рук и пальцев, заучиваем стихотворение с помощью рук, развивая способности соотносить текст с движениями, способствовать развитию воображения.

Как выяснить, есть ли у ребенка проблемы по развитию моторики

и что для этого нужно делать?

   Предлагаю вашему вниманию примерный перечень упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук.

1. Несовершенство функций двигательной сферы, степень развития ручной ловкости у детей дошкольного возраста можно определить по числу бросков мяча диаметрам 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 сек ребенок бросил мяч более 20 раз, координация его рук хорошая, от 20 до 15-удовлетворительная, менее 15 раз - плохая.

Используются и другие приемы:

2. Поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца: предложить с наибольшей скоростью прикасаться по очереди кончиком большого пальца к кончикам 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проделать это же в обратном порядке.

3. Одновременное чередование кулака и ладони.

4. Отстукивание ритма 1-11-1-11.

5. Лабиринт: по сигналу провести линию до выхода из лабиринта.

6. Удерживание в течение 10 с положения на корточках с горизонтально вытянутыми руками.

7. Стояние с закрытыми глазами попеременно на правой и левой ноге.

8. При прыжке вверх ударить в ладони не менее 3-х раз.

Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений

1. «Деревья» - поднять обе руки к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол)

2. «Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

3. «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

4. «Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев правой и левой руки.

5. «Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

6. «Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение, выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

7. «Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуть.

8. «Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

9. «Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинца соединить с кончиками большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, левой, затем обеими руками.

Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений

1. «Звонок» - на столе перед ребенком настольный звонок (кнопка или рисунок).Дети сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

2. «Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам другой.

3. «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

4. «Человечек» - Указательный и средний пальцы бегают по столу.

5. «Птицы летят» - пальцы обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.

6. «Игра на фортепиано» - имитация игры на пианино. Можете имитировать игру на любых музыкальных инструментах.

7. «Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

8. «Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

9. «Веселые маляры» - движения «кистью» влево - вправо, вниз-вверх.

10. «Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (по схеме), слуховому восприятию, после показа.

1. «Ладонь - кулак» - кисть руки опускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. (упражнения выполняют сначала одной рукой, потом другой, только после обеими руками).

2. «Ладонь, кулак, ребро» - кисть руки опускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и становится ребром.

3. «Оса-кольцо, Зайчик – кольцо)» - переходы из одной статическая позы в другую.

4. «Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек(/) и точек(.), где //- «медленные» (с паузой) - быстрые постукивания.

Упражнения с предметами

1. «Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть разноцветными, одноцветными.

2. «Работа с бусами» - раскладываются бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается составить бусы, где чередуются бусины большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету. Привыполнений этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удерживать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

3. Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор круп»», Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

Графические работы

Выполняются в тетрадях, альбомах, на отдельных листах и заключаются в следующем:

  • Обводке контуров, лекал;
  • Воспроизведение изображения с помощью опорных точек;
  • Штриховке в разных направлениях;
  • Дорисовывание недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;
  • Раскрашивание картинок;
  • Соединение точек, нанесенных на листе бумаги.

Игры для развития тонкой моторики и

координации движений

1. «Трудные виражи»- для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем ребенку сказать: «Ты водитель и тебе надо провести свою машинку к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

2. «Съедобное - несъедобное» (эта группа с мячом широко известна и не требует подробного описания)

3. «Зеркало» - ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

4. «Тир» - попадание в цель мячом, стрелами, кольцами.

Для развития моторики использую в своей работе с воспитанниками: продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, вырезание из бумаги, вязание, вышивание, плетении. Развитию общей моторики также способствуют: спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой.

Один из эффективных путей совершенствование мелкой моторики рук является продуктивная деятельность. Она способствует умственному, эстетическому, эмоциональному и творческому развитию детей. Изделия, как продукт деятельности очень важен в коррекционной работе. Оно помогает с одной стороны определить основные проблемы ребенка, выявленные в процессе трудовой деятельности, с другой стороны найти пути их решения.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2891 45

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6814 677