Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование психологической школьной готовности у детей 6-7 лет
12 минут 4132 1004

Формирование психологической школьной готовности у детей 6-7 лет

Balabanova fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Балабанову Ирину Вячеславовну, старшего воспитателя ГБДОУ детский сад № 53 Калининского района г. Санкт-Петербурга. Сегодня Ирина Вячеславовна с удовольствием поделится своим взглядом на одну из возможностей решения проблемы формирования психологической школьной готовности у детей 6-7 лет. Статья будет интересна воспитателям, педагогам дополнительного образования, старшим воспитателям, педагогам-психологам, родителям

Краткий комментарий к статье от Ирины Вячеславовны:

«Данная статья раскрывает содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по формированию психологической готовности к предстоящему процессу обучения в школе по четырем основным направлениям: мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность к школьному обучению и социально-психологическая готовность».

Полезного чтения…


Формирование психологической школьной готовности у детей 6-7 лет

Актуальность. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, вступивший в силу с 01 сентября 2013 года делает дошкольное образование первой ступенькой общего образования. Статья 64 говорит о том, что дети на пороге школы должны достичь необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.

В целевых ориентирах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (вступающего в силу с 1 января 2014 года) говорится о том, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам, быть способным к волевым усилиям, уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, быть любознательным и т.д. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Поэтому преемственность дошкольного и начального школьного образования была и остается актуальной.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка-дошкольника, изменение всей социальной ситуации его развития.

Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.    

Л.И. Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику, включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к самопроизвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

А.И. Запорожец выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, которые предъявляет школа», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.                                                          

Несомненно, что готовность ребенка к обучению в школе обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того, что бы он мог успешно включиться в учебный процесс, к старшему дошкольному возрасту должен быть достигнут определенный уровень умственного развития, сформированы необходимые навыки общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развиты волевая сфера и умение управлять своей деятельностью, сформирована внутренняя позиция школьника с глубокой мотивацией, которая станет побудительной силой для стремления к приобретению знаний.                                                                                     

Чтобы сделать обучение в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду. Считаю, что развивая и формируя психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе, можно избежать негативных последствий, решить многие проблемы будущих первоклассников.

Данная статья раскрывает содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по формированию психологической готовности к предстоящему процессу обучения в школе по четырем основным направлениям: мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность к школьному обучению и социально-психологическая готовность.

1. Мотивационная готовность. Под мотивационной готовностью понимается зрелость мотивационных сфер. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям и серьезным поручениям. Стремление ребенка занять свое новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции школьника. Поэтому формирование мотивов, побуждающих к учению – одна из линий подготовки детей к школьному обучению. Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

2. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации ребенка к школе и успешной учебе. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Очень важное требование, обеспечивающее успешное обучение в школе, - произвольность или умение управлять своей деятельностью. О развитии произвольности поведения говорит умение управлять своими эмоциями, сдерживать свои желания. Волевая сфера у ребенка достаточно развита, если он между желаемым и необходимым делает правильный выбор.

3. Интеллектуальная готовность к школьному обучению – это достаточный уровень знаний и умений для успешного школьного обучения. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных возможностей человека с 3-х до 9-ти лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психологический процесс не может протекать без внимания. Чем выше уровень внимания, тем выше эффективность обучения. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным. Это приводит в дальнейшем к неуспеваемости в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

4. Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя наличие у детей качеств, благодаря которым они могут успешно наладить отношения со сверстниками и учителем. В классе дети заняты общим делом и должны обладать гибкими способами установления взаимоотношений, иметь потребность в общении с другими детьми и взрослыми, уметь подчиняться традициям и правилам группы и согласовывать свои действия с другими.

Для исключения умственных и физических перегрузок работа по формированию психологической школьной готовности проводилась во второй половине дня в комфортной, доброжелательной атмосфере. Еженедельно в течение всего учебного года с детьми подготовительных к школе групп воспитателями и педагогом-психологом велась работа, которая состояла из 4 направлений.

1. Мотивационная готовность. На протяжении всего учебного года педагогами нашего ДОУ проводились беседы, которые формировали у воспитанников положительные представления о школе, желание в ней учиться, поддерживали интерес ко всему новому, использовались загадки на школьную тему. Для детей подготовительных групп была организована экскурсия в школу во время урока, с целью познакомить ребят с основными атрибутами школьной жизни.   Ежегодно практикуются приходы школьников в детский сад (чаще всего это бывшие выпускники нашего дошкольного учреждения) для проведения совместного досуга и участия детей в совместном конкурсе рисунков. Эти мероприятия воспитывают отношение к обучению в школе как к необходимому и важному делу.

2. Развитие волевой сферы (произвольности поведения и саморегуляции) проводилось педагогами путем повышения самостоятельности и ответственности у детей. За каждым ребенком закреплялось конкретное поручение и поощрялось его выполнение. Педагоги развивали чувство уверенности в собственных силах у детей с помощью создания ситуаций успеха. Использовались игры с правилами и упражнения с чередованием мышечного напряжения-расслабления, которые развивают умение управлять своим телом. В развитии волевой сферы помогает использование примеров из сказок, рассказов.

3. Развитие интеллектуальной сферы включало дидактические игры, развивающие слуховую и зрительную память, внимание и мышление. А также педагоги использовали для стимуляции интеллектуального развития кинезиологические упражнения (пальчиковую гимнастику, самомассаж, дыхательные упражнения). Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия давно доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности. Все упражнения взрослые выполняли вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность.  

4. Развитие коммуникативной сферы включало проведение с детьми игр, направленных на развитие и закрепление навыков общения, способности к согласованным действиям с партнером; на формирование интереса и внимания к партнерам по общению; формированию чувства сплоченности у детей, умения дружить, сотрудничать со сверстниками. Так же педагогами подбирались игры для развития гуманных чувств, воспитания уважения к другим людям, эмпатии (умения сочувствовать и сопереживать другим) и эмоциональной сферы, где воспитанники повторяли и закрепляли правила доброты и вежливости, знакомились с невербальными средствами общения (жесты, мимика, поза). Мы использовали игры, предложенные авторами       Калининой Р.Р., Минаевой В.М.,Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В., Бычковой С.С., Семенака С.И. и др.                      

Дети, которые испытывали затруднения и на более низком уровне проявляли свои умения и навыки, дополнительно встречались с педагогом-психологом, что позволяло педагогическому коллективу индивидуализировать процесс обучения.

Сравнивая полученные результаты диагностического обследования детей подготовительных к школе групп в начале и конце учебного года мы получили следующие результаты.

В конце учебного года наши воспитанники имеют:

  • сформированные коммуникативные навыки, успешно устанавливают и поддерживают положительные доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми; у воспитанников были развиты такие качества как доброжелательность, уважение к другим, общительность, готовность проявить сочувствие;
  • достаточный уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) для дальнейшего успешного обучения в школе;
  • развитую волевую сферу, самостоятельно контролируют свои действия и познавательные процессы; дети умеют поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, оценить результат;
  • сформированную внутреннюю позицию школьника, положительные представления о школе, желание в ней учиться.

Спасибо за внимание, желаю всем творческих успехов!

Список литературы

1. Аверин В.А. Гиперактивность и невнимательность. Психология детей и подростков. СПб, 1998г.

2. Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» Москва,изд. « Книголюб», 2003г.

3. Бабкина Н.В. «Оценка психологической готовности детей к школе»,изд. Айрис-пресс, 2006г.

4. Гуткина Н.Г. «Психологическая готовность к школе», изд. «Питер»,2007г.

5. Заваденко Н.Н. «Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей» // Мир психологии 2000 № 1.

6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» СПб, изд. «Речь», 2004г.

7. Калинина Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника» СПб, изд. «Речь», 2002г.

8. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, изд. «Академия развития», 1996г.

9. Колесникова Е.В. «Готов ли ваш ребенок к школе?» Москва, изд. «Ювента», 2001г.

10. «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» под ред. Л.М. Шипицыной, СПб, изд. «Речь», 2003г.

11.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб, изд. «Речь», 2001г.

12. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников», Москва, изд. «Аркти», 2001г.

13. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Москва, изд. «Сфера», 2002г.

14. Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Арти», 2005г.

15. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников» Ярославль, изд. «Академия», 2000г.

16. Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога» Ростов-на-Дону, изд. «Фекинс», 2005г.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 3979 671

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 4136 609