Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Елькиной Ольгой Валерьевной, воспитателем Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 5 «Брусничка», г. Бодайбо Иркутской области. Сегодня Ольга Валерьевна с удовольствием делится с нами полезным материалом об адаптации детей раннего дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и узким специалистам дошкольных учреждений.
Краткий комментарий к статье от Ольги Валерьевны:
«Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Детский сад - это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включая каждого ребенка в содержательную деятельность».
Полезного чтения…
Адаптация детей раннего дошкольного возраста
Адаптация - приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», одна из основных задач детского сада – «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, так как это важный и по- своему сложный аспект педагогической деятельности. Встреча родителей с детским садом начинается задолго до того момента, когда малыша приведут сюда: родители знакомятся и беседуют с руководителем дошкольного учреждения, узнают условия пребывания ребенка в группе, интересуются режимом дня, особенностями правильного питания.
И вот маленький человек пришел в сад. В адаптации и образовательном процессе группы принимают участие все: родители, руководитель, медицинский работник, воспитатели группы, воспитатель по ФИЗО, музыкальный работник, младшие воспитатели…
Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Детский сад - это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включая каждого ребенка в содержательную деятельность.
Итак, начинаются занятия - организованное обучение детей. В каждой группе проводятся не более двух занятий в день. Вот на занятиях мы не только развиваем интерес ребенка, но и наблюдаем как идет адаптация ребенка, мы смотрим и видим взаимодействие ребенка и взрослого, но всегда нужно помнить, что ребенок должен познавать мир с помощью воспитателей, но не принуждая детей. Так рассказывая о природе, мы должны маленьких лет воспитывать гуманное отношение к живому.
Ведь в детский сад в нашу группу приходят дети очень маленькие, потому мы учим детей правильно умываться, мы должны учить детей радоваться красивой и чистой одежде, испытывать чувство брезгливости к грязной одежде, непричесанным волосам и учить детей непринужденно устранять эти недостатки. Учить нужно и хорошему поведению за столом, и уходу за своими вещами и игрушками. Малыш должен смотреть, как это делают взрослые, он должен научиться расстегивать и застегивать пуговицы, знать свои вещи, радоваться опрятной одежде.
Особо хочу рассказать об адаптации в игровых моментах. Слово «игра» магическое. Один из родителей рассказал притчу:
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили не услышанными. Я пытался достичь сердца ребенка книгами, он смотрел на меня озадаченными глазами. В отчаянии я отвернулся от него: «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?»- воскликнул я. А он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной»
Так давайте играть с детьми. Игра притягивает, завораживает и увлекает в иной мир. Как только мы скажем в группе: «Давайте играть»- и сразу в группе устанавливается тишина, и детские взгляды любознательные устремляются на нас. Эти глазки голубые, зеленые, карие смотрят на нас широко и открыто. И мы любим их ласковых, угрюмых, капризных, веселых – всех.
И, конечно, в адаптации ребенка большую роль играют родители: они должны развивать у детей доброжелательное отношение к родителям, воспитывать в детях привязанность и доверие к воспитателю, симпатию и уважение к сверстникам охотно включаться в совместные игры.
Я написали и постаралась выделить в адаптации главное, и если это будет все выполнено родителями и воспитателями, то так хочется, чтобы из этого малыша вырос хороший, добрый, чуткий и отзывчивый, так нужный обществу человек.