Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Математический фольклор»
17 минут 4290 1231

«Математический фольклор»

Knyazeva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Князевой Любовью Ивановной, воспитателем первой квалификационной категории СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области. Сегодня Любовь Ивановна с удовольствием предлагает вашему вниманию конспект НОД в подготовительной группе «Математический фольклор». Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Любови Ивановны:

«Цель: воспитание положительного отношения детей дошкольного возраста к познавательной деятельности через малые формы фольклора.

Задачи: повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач на логическое мышление; отсчёт предметов по заданному числу; измерение сыпучих тел (мука, сахар); закрепить понятие десяток; вспомнить пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, потешки, заклички, загадки, пестушки, дразнилки, названия сказок, в которых присутствуют числа от 1 до 10».                                        

Увлекательного чтения...


«Математический фольклор»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе

Цель: воспитание положительного отношения детей дошкольного возраста к познавательной деятельности через малые формы фольклора.

Задачи:

-повторить с детьми порядковый и обратный счёт;

-упражнять детей в решении задач на логическое мышление;

-отсчёт предметов по заданному числу;

-измерение сыпучих тел (мука, сахар);

-закрепить понятие десяток;

-вспомнить пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, потешки, заклички, загадки, пестушки, дразнилки, названия сказок, в которых присутствуют числа от 1 до 10.

Оборудование: ведро, два детских решета, чашки для муки, сахара,

Для «замеса» теста,2 мерных стаканчика , 2 стаканчика для воды,

2полотенца, 2детских столика, балалайка,2 карточки с 7-ю кружочками

и 2 карточки с 3- мя кружочками, самовары, 12 чашек.

Технические средства: аудиокассета   «Русские народные мелодии»,

«Классический народный танец», «Гармонист Тимошка».

Предварительная работа: работа над детско - родительским проектом

«Математический фольклор», разучивание с детьми пословиц, поговорок, частушек, считалок, потешек, закличек, загадок, пестушек, дразнилок, сочинение сказок на математическую тему, чтение сказок….

В зал входит воспитатель:

Собирайся народ!

Вас много интересного ждёт!

Много игр, много шуток

И весёлых прибауток.

(под фонограмму русской народной мелодии входит горделиво мальчик под слова воспитателя)

Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец,

Не товар продавать

Себя людям показать.

Да он не один пришёл! (входят дети под рус. нар. песню)

Здравствуйте, гости дорогие!

(воспитатель и дети делают поклон-приветствие)

В-ль:

Посмотрите, сколько с ним красных девушек

И удалых молодцев пришли.

А скажите – ка, мне молодцы, сколько

С вами красных девушек пришло?

(дети считают и дают ответ)

А сколько молодцев?

(дети считают, дают ответ )

А сколько всего вас пришло?

(дети считают, дают ответ )

В-ль:

Ай, да, молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста!

(дети присаживаются на стулья, девочка Ульяна встаёт ,

берет ведро и выходит под слова воспитателя)

В-ль:

Посылали молодицу под

Горушку по водицу.

А водица далеко

А ведёрко велико!

(навстречу идёт ещё одна девочка Марфуша, между ними происходит разговор )

-Ульяна, Ульяна, где ты была?

-В новой деревне!

-А что видела?

-Петушка в сапожках,

-Курочку в серёжках,

-Селезня в кафтане,

-Утку в сарафане,

-И корову в юбке

-В тёплом полушубке!

В-ль:

Ребята, давайте поможем Ульяне посчитать, сколько всего зверей она видела

(дети считают, дают ответ)

Один - петушок в сапожках,

Два - курочка в серёжках,

Три - селезень в кафтане,

Четыре - утка в сарафане,

Пять - корова в юбке

В тёплом полушубке.

Всего Ульяна видела в новой деревне пять зверей.

В-ль обращается к мальчику:

-Кум, куманёк, где ты живёшь?

-Почему, куманёк, ко мне в гости не идёшь?

Мальчик:

В тереме расписном я живу.

К тебе, кумушка, в гости иду.

Я иду, иду, иду прибауточку пою.

Можно в гости?

В-ль:

Можно, но сначала ответь на вопрос.

Знаешь ли ты пословицы, поговорки от 0 до 10?

(мальчик отвечает )

В-ль:

А вы добры молодцы и красны девицы

(дети отвечают)

А кто из вас быстрее назовёт?

Хотите посоревноваться?

(дети отвечают)

В-ль:

Ну, что ж, выходите, добры молодцы.

(мальчики выходят и строятся в одну шеренгу - команда

«Добры молодцы»)

В-ль:

Выходите, красны девицы.

(выходят девочки и строятся напротив мальчиков в шеренгу - команда «Красны девицы» )

Выходит мальчик и считалкой выбирает - какая из команд начинает игру-соревнование « От 0 до 10»

Плыл у берега пескарик

Потерял воздушный шарик

Помоги ему найти –

Сосчитай от 10»

(счет от10 до 0, затем проводится игра – соревнование между командами «Добры молодцы »   и «Красны девицы » .)

Например: мальчики начинают : «Ноль без палочки », девочки продолжают: «Одна пчела не много мёду натаскает» т. д.

В-ль: Молодцы! Победила дружба!

(воспитатель берёт 2 решета и под слова:

«Ти-та-та, ти-та-та,

Получайте решета,

Мучки насейте,

Пироги затейте.

Пироги – то на дрожжах

Не удержишь на вожжах»

(воспитатель подходит к двум девочкам, подаёт им решета, они встают, подходят к столикам)

В-ль:

А чтобы испечь вкусные, пышные пироги - надо отмерить столько стаканов муки, сколько кружочков на первой карточке и столько стаканов сахара, сколько кружочков на второй карточке.

( Девочки измеряют муку и сахар, высыпают в миски, в которых замешивают тесто и

ставят его « испекаться в печь»)

под рус. нар. музыку Мальчик подходит к балалайке , берёт её в руки и говорит:

«Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха да Демьян,

Николай, Семён, Иван…

Встанем, братцы, все рядком,

Да частушки пропоём!

1.

Проживают в нашей книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

2.

Хорошо уметь считать

Раз, два, три, четыре, пять

Оценить, измерить, взвесить

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

3.

Цифры - добрые сестрицы.

Если с ними подружиться,

То тогда всё, всё на свете

Сосчитать сумеют дети.

4.

Ноль не значит не чего,

Но нельзя и без него.

Без него не обойтись

Ты писать его учись.

5.

Если б папе на работе

Выдавали по банкноте.

К любой цифре шесть нулей,

Вот бы жизнь была: « О- кей!»

6.

Есть пословица у нас,

И она известна всем

Отрезаешь только раз,

А отмерить - нужно семь.

Все вместе поют:

Мы частушки петь кончаем,

Вам сердечно обещаем,

Что запомним легко,

Все мы цифры « О-го-го! »

(Мальчики кланяются, а в это время подбегают две девочки, улыбаются балалаечнику и говорят: « Мы тоже любим петь частушки!)

Девочки поют по очереди:

1.

Сочинили мы частушку

И хотим её пропеть.

А частушка не простая,

В ней задачка озорная.

2.

Два цыплёночка стоят,

Два в скорлупочке сидят,

Шесть яиц под крылом

У наседочки лежат.

Вместе поют:

Сосчитайте поскорей

Сколько будет малышей?

В-ль:

А сейчас   вы к столикам бегите,

Да решение задачи запишите.

(дети подходят к столам и записывают решение задачи в книжечках «Математический фольклор » и читают 2+2+6=10)

В-ль:

Молодцы! Ребята, а у меня есть волшебное яблочко!

Хотите с ним поиграть? (ответы детей). Выходите.

« Игра с яблоко » (авторская)

( дети встают в круг, под музыку яблоко передаётся по кругу под слова воспитателя: «Яблочко катилось, катилось у Ромы в руках остановилось.» , музыка смолкает. Тот у кого яблочко в руках выполняет задание)

1.

Назвать пословицу, поговорку с числом 7и 3.

Например: «Семеро одного не ждут .

« Три дня молол, в полтора съел…» и т. д.

2.

Рассказать скороговорку в которой присутствуют числа 7 и 3.

Например: «Наварила щука щей, накормила семь ершей»,

«У Степана есть сметана, простакваша да творог. Семь копеек - туесок»

3.

Загадать загадку с числами 7 и 3. «Сколько ушей у трёх мышей? »

«Сидят три кошки. Напротив одной кошки две кошки. Много ль их? »

4.

Прочитать потешку:

«Едут с ярмарки купцы - удалые молодцы:

Фрол, Степан, Панкрат, Тимошка, Ванька,

Сенька и Антошка.

Мы пожмём им руки всем,

Превратив их цифру…(семь)»

5.

Рассказать прибаутку в которой присутствуют числа:

«Раз ежиха с базара шла,

Коробок пирогов несла,

Ещё курицу жаренную,

Требушину переваренную:

Две головки утятинки.

Да кусок поросятинки.»

6.

Рассказать небылицу:

-Здорова, кума!

-Да на рынке была.

-Никак глуха?

-Купила петуха.

-Прощай ,кума!

-Пять рублей дала.

7.

Рассказать дразнилку:

«В печурке: Три чурки, Три гуся, Три утки»

«Федя - медя, съел медведя,

Утром рано съел барана,

На закуску съел лягушку,

Съел 15 поросят,

Только хвостики висят»

В-ль:

А сейчас, ребята, я предлагаю вам обыграть потешку « Ай, тари-тари-тари…», но не просто обыграть, а сделать массаж для рук, для снятия напряжения, волнения. Хотите?

(ответы детей).

«Ай, тари- тари –тари,

Купим Ульяне янтари,

Останутся деньги - купим Ульяне серьги,

Останутся пятаки - купим Ульяне башмаки,

Остантся грошки - купим Ульяне ложки,

Останутся полушки – купим Ульяне подушку»

( дети рассказывают потешку и одновременно трут ладони сначала

медленно, в среднем темпе, затем быстро. Разогрев ладони, дети прикладывают их к горлышку и греют его.»

В-ль:

«Ребята, скажите, пожалуйста, а вы хотели бы нашей Ульяне что-то подарить на память?»

(дети отвечают)

В-ль предлагает детям подойти к столикам и нарисовать подарок по своему желанию.

(Под рус. нар музыку дети рисуют подарки: янтари, серьги, башмаки, ложки,

подушки, затем демонстрируют, рассказывают, что они нарисовали.

Из-за двери слышится: «МЯУ!»

В-ль обращает внимание детей:

« Ах, опять мой мурлыка - Васька кот с клубочками играл , да и все их разбросал.

А клубочки мои не простые,

В них цифры живут озорные.

Вы скорее к ним бегите,

Да в корзинку их

Сложить мне помогите.

Но сначала, ребятушки, скажите: «В какую сказку может вас привести клубочек?»

(дети называют сказки, в названии которых присутствуют числа ,соответствующие цифрам на клубочках. Например: «Мой клубочек приведёт меня в сказку « Три поросёнка», а мой - в сказку «Волк и семеро козлят» и т. д. )

В-ль:

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень любите сказки.

А вот и пирог поспел.

«Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Девяноста два блина

Два корыта киселя, пятьдесят пирогов - не найти едоков!»

В-ль:

Ульяна, накрывай на стол!

Сколько гостей, столько чашек поставь.

А пока Ульяна накрывает на стол, мы с вами поиграем в любимую игру

Моего кота Васьки.

Проводится авторская игра « Наш мурлыка - Васька кот.»

Считалкой выбирается кот:

« Раз,два,три, четыре, пять.

   Кошка учится считать.

   Потихоньку, понемножку

   Прибавляет к мышке кошку.

   Получается ответ:

   «Кошка есть, а мышки нет»

(Дети встают в круг, взявшись за руки. Кот встаёт спиной к детям на расстоянии 2 метров.

Затем дети идут по кругу со словами: «Наш мурлыка-Васька кот ходит задом наперёд.

До кого коснётся он, убегай из круга вон». Дети останавливаются ,а кот идёт спиной к

детям. Тот, до кого дотронится кот, встаёт с ним в пару и на счёт: « Раз, два , три- беги!»

бегут в противоположные стороны, стараясь первым занять свободное место.

Тот, кто не успел, становится котом. Игра повторяется 2-3 раза.)

Ульяна обращается к детям:

« Хозяйку потешь, пирога поешь!»

В-ль:

Присаживайтесь, гости дорогие.

(Дети подходят к столу, на котором стоят: самовары, 12 чашек с блюдцами по количеству детей, вазочки для конфет, пироги. Присаживаются.)

В-ль   обращается к девочке: «Марфуша, милая, сходи-ка в погребок, да набери-ка в кузавок два десяточка конфет, чтоб хватило нам на всех.

(Девочка встаёт, затем вносит кузавок с конфетами, дети считают, Марфуша   раскладывает их в вазочки.)

В-ль:

Попробуйте, гости дорогие, мой чай

На душистых травах заваренный.

(Дети пьют чай.)

В-ль:

А кто хочет мой чай похвалить?

(Дети читают скороговорку)

Гости дружно за столом сидят,

Про душистый чай говорят.

Первый говорит: «Чаёк хорош!»

Второй говорит: «Чаёк хорош!»

Третий говорит: «Чаёк хорош!» и т. д.

Двенадцатый говорит: «Чаёк хорош! »

Все вместе говорят:

« И   в самом деле - хорош чаёк! »

(Дети прогаваривают слова друг за другом выразительно, эмоционально )

В-ль:

А сейчас я приглашаю вас в свою светлую горницу, где мы продолжим

Чаепитие.

(Дети встают из-за стола. Выходят девочка и мальчик на середину зала.)

Мальчик:

«Ой вы, гости дорогие,

Люди свойские, простые.

Приходите снова к нам

Рады мы всегда гостям!»

Девочка:

«А теперь пора прощанья.

До свидания!»

(Дети кланяются и уходят из зала под рус.нар. музыку )                                                            

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3489 53