Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Крикунову Надежду Николаевну, преподавателя МБОУ ДОД «Детская школа искусств с. Тогур» Томской области. Сегодня Надежда Николаевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере воспитания толерантности в учениках ДШИ. Статья будет полезна родителям и педагогам.
Краткий комментарий к статье от Надежды Николаевны:
«Толерантность в области образования - это не просто отдельно взятое качество, а результативный фактор взаимосвязанных свойств личности».
Полезного чтения…
Формирование толерантности детей, обучающихся в школе искусств
Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. В обществе наблюдается активный рост агрессивности, насилия, экстремизма. Система дополнительного образования детей, в частности, художественного образования, призвана восполнить огромный пробел в воспитании, в формировании средствами искусства не только интеллекта, а прежде всего-души. Знание, полученное в системе начального художественного образования, - не только часть культуры, а средство саморазвития и самовоспитания. Особенно важно это сегодня, когда в школу проникла проблема социального расслоения, когда зачастую материальные интересы у детей превалируют над духовными. Изучая музыкальные вкусы разных социальных групп, психологи выяснили, что музыкально образованные люди тяготеют к плюрализму, они легче принимают «чужое» и новое, а в социальной жизни придерживаются либеральных воззрений. Занятия музыкой способствуют выработке умения находить альтернативные решения и видеть последствия своих действий. Замечено, что среди детей, занимающихся искусством, очень низок процент правонарушений и практически исключён криминальный опыт. Привычка слушать другого и понимать его делает детей, занимающихся музыкой, мягче и терпимее. При этом они эмоционально стабильнее своих сверстников - не музыкантов. Они лучше видят, глубже понимают, тоньше чувствуют, но их труднее вывести из себя, они меньше подвержены паническим настроениям и «стадным инстинктам».
Проблема толерантности принадлежит к числу актуальных и становится сегодня так называемой модной темой. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Важность этого феномена столь сильна, что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира.
Президент нашей страны Д.Медведев недавно подчеркнул, что «толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, что современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими».
Наша с вами сегодняшняя задача - сформировать представление о толерантности, показать многозначность понятия «толерантности» выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. На наш взгляд, человеку толерантному свойственны следующие черты характера:
- Знание себя, т.е. способность относиться к себе критически, стараться разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах и недостатках.
- Защищенность, т.е. уверенность в себе. Он не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
- Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
- Потребность в определении, стремление к работе, творчеству, самореализации.
- Чувство юмора. Живо реагирует на шутки, способен посмеяться над собой.
- Демократичность.
В учебе главные помощники - УЧИТЕЛЯ. Особо хочется сказать о толерантности наших преподавателей. Толерантный педагог это педагог, который может:
- Быть спокойным и уравновешенным, но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым;
- Иметь свой индивидуальный стиль и стараться, чтобы один урок не был похож на другой;
- Своевременно проявлять чувство юмора;
- Справляться с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселять в учеников оптимизм;
- Улыбаться, шутить, радоваться, передавать ученикам положительные эмоции.
Как видим, толерантность в области образования - это не просто отдельно
взятое качество, а результативный фактор взаимосвязанных свойств личности.
Назову десять причин отдать ребёнка в школу искусств:
1. Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать - это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.
Музыка - это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно А. Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
4. Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший - музыка; потом младший - словесная речь. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Пастернак, Толстой, Жан-Жак Руссо и многие другие, знавшие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
5. Музыка структурна: крупные произведения распадаются на более мелкие части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной структуры облегчает понимание компьютера. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Мюгозоп. предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6.Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами.
Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их
характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, для которого едва ли не главное - понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес - империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера - обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
- Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
- Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline (дидлайн) - срок сдачи работы. В школе искусств нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
- Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
7. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть иперевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следитза несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию понескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в несколькихнаправлениях.
И, наконец последнее, музыка - наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:
* Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
* Кондолиза Райе, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,
* Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Именно такие «молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего». Широкое внедрение музыкального образования - в детском саду, в школе, в вузе и на любом уровне - позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности.
В качестве резюме мне хотелось бы напомнить слова великого Мигеля Сервантеса: «Где музыка - дурного быть не может!».