Дорогие друзья, мы рады познакомить вас со Стариковой Светланой Ивановной, преподавателем МБОУ ДОД «Детская школа искусств с. Тогур» Томской области. Сегодня Светлана Ивановна с удовольствием делится с нами полезным материалом о роли ансамблевой игры в музыкальном развитии обучающихся. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Ивановны:
«Роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велика. Она учит многому: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие».
Познавательного чтения…
Роль ансамблевой игры в музыкальном развитии обучающихся
В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, кино, телевидение, звукозапись постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, совершенно естественно, легко воспринимают ее и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего их мира. Поэтому в начале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле: учитель — ученик. Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки. При ансамблевом исполнении ребенок осуществляет естественное стремление к полному и богатому звучанию, которого он еще не может самостоятельно достигнуть на начальной стадии своего обучения.
Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, радио и телепередачам. Дети всегда охотно слушают знакомые стихи, сказки и известные позывные детских радиопередач, обычно использующие отрывки из популярных песен. С огромным удовольствием воспроизводят они на фортепиано вместе с учителем эти позывные, хотя их участие заключается иногда в игре всего лишь одной или двух нот. Но, даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названиями клавиш, с диапазоном фортепиано, осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Попутно у детей развивается и звуковое воображение: начинающие легко имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха и многое другое.
Игра в ансамбле является прекрасным средством воспитания хорошего ритмического чувства, умения слушать и контролировать свою игру. Необходимость все время соразмерять свое исполнение с исполнением партнера, внимательное вслушивание в возникающую звуковую картину благотворно отражаются на музыкальном облике ученика, развивают его творческую инициативу. При совместной игре немалое значение имеет выбор партнера. На уроке обычно с учеником играет преподаватель. Мы приступаем к этому уже в самом начале обучения. Как правило, в пьесках для начинающих первая (верхняя) партия является одноголосной, а вторая — басовая, предназначенная для преподавателя, — содержит гармоническое дополнение или сопровождение. Верхняя партия имеет ведущее значение и требует поэтому от ученика полного звука и уверенности. Многие малолетние или малоодаренные ученики привыкают к одновременному звучанию только после частой совместной игры и при исполнении пьески полностью уступают ведущую роль басовой партии. Музыкальному же ребенку очень нравится роль «примадонны», и нередко он музицирует намного выразительнее, чем при двухручной игре.
К сожалению, для начального обучения имеется не очень много литературы, в которой нижняя партия была бы настолько легка, чтобы ее мог исполнять ученик. Поэтому нужно использовать каждую такую возможность для того, чтобы меняться ролями. Играя вторую партию, ребенок учится сопровождению и упражняется в приглушенном звучании и мягком исполнении басов. Чтение басового ключа в правой руке также представляет вначале немалую трудность. Но самым главным в таком союзе преподаватель — ученик является интуитивное музыкальное влияние, осуществляемое наиболее естественным образом. Поскольку первой партии обычно принадлежит ведущая роль, ученик в музыкальном отношении может чувствовать себя равным учителю. Он учится слушать, включаться в ансамбль и под этим впечатлением с большей ответственностью исполняет свою' сольно-тематическую часть. Так, многие динамические или агогические трудности (например, обширные глиссандо либо небольшие глиссандо при переходах) легче преодолеваются по примеру учителя, чем это было бы возможно при двухручной игре. Однако рекомендовать следует не только совместную игру преподавателя и ученика. Самое прекрасное, если с ребенком регулярно музицирует кто-то из членов семьи. Это видно по той радости, какую детям доставляет такое музицирование, и по той охоте, с которой они этим занимаются. Они играют свою партию уверенно, ритмически четко и привыкают даже ловко преодолевать маленькие «промахи». И как хорошо, что взрослые, с которыми играешь дома, тоже могут допускать ошибки: тут уж необходимо быть предельно внимательным, а порой даже в чем-то и более знающим, чем они!
Этот психологический фактор играет важную роль и при совместной игре двух учащихся. Партнерами в этом случае выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. И поскольку каждому из них не хочется скомпрометировать себя перед другим, то тут возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.
Разучивание
Разучивание состоит не только в том, что каждый из играющих тщательно и сознательно прорабатывает дома свою партию. Это только предварительное условие дальнейшей совместной игры. Вот несколько предложений по разучиванию.
При совместной игре вначале нужно избрать медленный темп, чтобы избежать частых запинок и перебоев. Оба играющих сообща разбирают каждое созвучие, каждую структурную частицу и находят им место в форме целого; все наиболее важное должно выделяться достаточно выпукло, второстепенное характеризуется более тихим звуковым уровнем.
С этой целью рекомендуем такое упражнение: каждый из партнеров играет только одной рукой. Можно прорепетировать отдельно оба ведущих голоса (например, сопрано и тенор при параллельном двухголосии) или же крайние голоса — бас и сопрано, или темы в разных голосах, или одни мелодии — без баса и других сопровождающих голосов и т. п. Каждый из исполнителей должен внимательно и критически вслушиваться во всю многообразную динамику ансамбля.
Велико также и значение ритмической точности при игре в четыре руки. Вначале здесь может помочь точный счет вслух, позднее необходимо достичь такой синхронности движений и исполнительских приемов, которая обеспечивает одновременность и согласованность игры. Пока пьеса основательно не разучена, длительные паузы (в несколько тактов) следует тихо высчитывать, чтобы не ошибиться в следующем вступлении.
К задачам совместной тренировки относится также и точное распределение педали, что устанавливается обоими партнерами. Она обслуживается главным образом исполнителем нижней партии, где она и должна быть в таком случае обозначена. Педальный эффект должен быть очень четко разработан, так как из-за неумелого применения педали фактура басовой партии, часто достаточно плотная, может приобрести еще большую тяжеловесность.
Такого рода тщательное и напряженное разучивание превращает игру в четыре руки в нечто большее, чем простое музицирование. В музыкальной литературе имеется множество оригинальных четырехручных произведений (как малой, так и крупной формы), которые безусловно заслуживают таких интенсивных занятий.
Вот что писал Г. Г. Нейгауз во Вступлении к «Школе игры на фортепиано» Н. Кувшинникова и М. Соколова (М., 1964) по поводу этого метода работы: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работы, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано. При помощи равномерной игры лишь одной ноты не только устанавливаются метрические соотношения, но и дается возможность для работы над несколькими контрастными звуковыми образами. Совместное исполнение учителя и ученика приобщает слух детей к тому, что Бузони называл «лунным светом, льющимся на пейзаж».
Я имею в виду педаль фортепиано. Воссоздаваемое с помощью педали звучание становится богаче и содействует более интенсивному развитию звукового образа (педалью пользуется только учитель).
В ансамбле учитель — ученик устанавливается единение не только между ними обоими, но и — что еще более важно — гармоническое взаимодействие между учеником и композитором при посредстве педагога».
Игра с листа
Вполне естественно, что при игре в четыре руки много и охотно играют с листа. Поскольку слишком частые остановки портят радость от игры с листа, нужно выбирать для этого значительно более легкий (по уровню на один-два учебных года ниже), чем то, что разучивается на уроках в настоящее время.
Учащийся должен постараться по возможности шире охватить в общих чертах свою партию и воспроизвести на клавиатуре наиболее важное.
Прежде всего, нужно сосредоточиться на метрической стороне, заранее охватывая счет последующихтактов. Счет нередко помогает дальнейшему чтению. Можно, пожалуй, утверждать, что при этом чувство ритма подвергается особенно хорошей проверке. Желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.
Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велика. Она учит многому: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.