Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Профилактика профессионального «выгорания» специалистов социальной сферы
17 минут 4396 1272

Профилактика профессионального «выгорания» специалистов социальной сферы

Nosova fotoДорогие друзья, мы рады, вновь представить вам Носову Марину Анатольевну, заместителя директора по УВР ГКОУ СО «Пышминский детский дом» поселка Пышма Свердловской области. Сегодня Марина Анатольевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по профилактике профессионального «выгорания» специалистов социальной сферы. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Марины Анатольевны:

«Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий процесс. Но от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности».

Интересного чтения…


Профилактика профессионального «выгорания» специалистов социальной сферы

Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий процесс. Но от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности.

Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, невеяной литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанным на поверхностном, чисто внешним впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика быстро проходит и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа для человека превращается в пытку, и он вынужден менять профессию.

Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно прежде всего, принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека.

Мотивы поступления в вуз и выбора профессии социального работника, социального педагога, психолога разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют данным профессиональным деятельностям.

После окончания вуза молодые люди приходят в профессию, в которой ведущую роль играет межличностное взаимодействие, не имея адекватного представления о тех требованиях, которые данный вид деятельности предъявляет к человеку. Они не испытывают удовлетворения потребности в профессиональной деятельности, что приводит к «охлаждению», к потере желания, интереса, к снижению мотивационного потенциала. А это, в свою очередь, приводит к профессиональному «выгоранию».

Синдром «выгорания» представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивным межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

Первые проявления «выгорания» представляют как явление конструктивное, они неудобны и болезненны, но ведь таким образом организм предупреждает своего владельца об опасности. Необходимо обратить внимание на эти «предупреждения», прислушиваться и принять меры.

Таким образом, состояние «выгорания» развивается поэтапно, в течение длительного времени. Поэтому целесообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижения мотива к выполняемой профессиональной деятельности.

Продиагностировать уровень профессионального «выгорания» поможет методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко (Приложение 1).

Список использованной литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебник для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект, 2001. – 704 с.

2. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. [Текст] / А. С. Белкин. – Челябинск : ОАО «Юж. – Урал. кн. изд – во», 2004. – 176 с.

3. Педагогика [Текст] : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Высшее образование, 2008. – 430 с.

4. Психология [Текст] : полный энцеклопедический справочник / под ред. Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб : прайм Еврознак, 2003. – 896 с.

5. Социальная педагогика [Текст] : практический журнал для социальных работников и педагогов; гл. ред. Л.Я. Олиференко. – М. : «Народное образование», 2011. – № 3. – С. 40-45.

6. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

Приложение 1

Инструкция

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». При­мите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4.Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5.Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6.От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7.Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никтоне общался.

8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то ста­раюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать парт­нерам того, что требует профессиональный долг.

10.Моя работа притупляет эмоции.

11.Я откровенно устал от человеческих проблем, с ко­торыми приходится иметь дело на работе.

12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за пережива­ний, связанных с работой.

13.Взаимодействие с партнерами требует от меня боль­шого напряжения.

14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21.Иногда самые обычные ситуации общения на рабо­те вызывают раздражение.

22.Яспокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

23.Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25.Конфликты или разногласия с коллегами отнима­ют много сил и эмоций.

26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной,
сложной.

28.У меня часто возникают тревожные ожидания, свя­занные с работой: что-то должно случиться, как бы не до­пустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сокра­тят ли и т. п.

29.Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограни­чить время общения с ним или меньше уделять ему вни­мания.

30.В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31.Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33.Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34.Я очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается дав­ление, появляется головная боль.

37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отно­шения с непосредственным руководителем.

38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39.Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41.Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42.Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость от работы приводит к тому, что я стара­юсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44.Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со све­жими силами, в хорошем настроении.

46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партне­рами автоматически, без души.

47.По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического само­чувствия.

49.На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50.Успехи в работе вдохновляют меня.

51.Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52.Я потерял покой из-за работы.

53.На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близ­ко к сердцу.

55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56.Я часто работаю через силу.

57.Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58.В работе с людьми руководствуюсь принципом: нетрать нервы, береги здоровье.

59.Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60.После напряженного рабочего дня я чувствую недо­могание.

61.Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более сча­стлив.

64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серь­езные проблемы.

65.Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил зани­маться домашними делами.

68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69.Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю эк­ран, защищающий от и отрицатель­ных эмоций.

71.Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю ле­карства.

73.Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75.Моя карьера сложилась удачно.

76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных инте­ресах.

79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и дру­зьями.

80.Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82.Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.

83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как про­фессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных

Каждый вариант ответа предварительно оценен компе­тентными судьями тем или иным числом баллов - указы­вается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симп­том, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от судей при­знак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый пока­затель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

«НАПРЯЖЕНИЕ»

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
    +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
  2. Неудовлетворенность собой:

.2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)

3. Загнанность в клетку»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реа­гирование:

+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

  1. Эмоционально-нравственная дезориентация:
    +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
  2. Расширение сферы экономии эмоций:

+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит:
+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3),-69(10),+81(2)

2. Эмоциональная отстраненность:
+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

  1. Личностная отстраненность (деперсонализация):
    +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
  2. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
    +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

 Интерпретация результатов

Предложенная методика имеет подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждое симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выго­рания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опро­са — осмысление показателей фаз развития стресса — «на­пряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Од­нако сопоставление баллов, полученных для фаз, не пра­вомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные —реакция на внешние и внут­ренние факторы, приемы психологической защиты, состо­яние нервной системы.По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37- 60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественны­ми показателями, подсчитанными для разных фаз форми­рования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важ­но, наметить индивидуальные меры профилактики и пси­хокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися и доминирующими симптома­ми сопровождается «истощение»;

- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факто­рами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягоща­ют эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях надо влиять на производствен­ную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1966 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6524 677