Дорогие друзья, мы рады представить вам Кондакову Ирину Игоревну, учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад № 40» г. Северска Томской области. Сегодня Ирина Игоревна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию в своей работе логопедической ритмики. Статья будет полезна педагогам ДОУ и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Игоревны:
«Очень часто уровень развития связной речи детей не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана логоритмическая деятельность. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи».
Интересного чтения…
Логоритмика с увлечением
Посмотреть статью с фотографиями
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания.
Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнюю историю. Уже в литературных и религиозных текстах Древнего Востока и Индии упоминается о лечении при помощи священных песнопений. Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающим от недугов.
В конце 19 века начался экспериментально – физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давление. Во время слушания музыки у пациента меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
В то же время движение издавна использовались и в качестве лечебного и профилактического средства. В начале 19 века сформировалось направление медицины – лечебная физкультура. Позже в науке появился специальный термин – кинезитерапия (лечение движением). Кинезитерапия предполагает использование всех форм и видов движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека для лечения различных заболеваний. Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.
Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь.
Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико – фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).
Часто у детей – логопатов наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.
Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, а следовательно перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменная настроения, капризности или плаксивости.
В работе с такими детьми средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребёнка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное внимание.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмические занятия так же, как и логопедические, имеют разнообразные цели-расширения словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. Таким образом, логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузится в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.
Направление логоритмической работы.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие не речевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей, активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы - развитие речи детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счёт или словесное, чаще стихотворное сопровождение
Принципы построения логоритмических занятий
Занятия логопедической ритмикой для детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, проводятся не менее двух раз в неделю. В логопедической группе детского сада проводится два занятия в неделю, а в условиях речевого стационара, санатория или больницы необходимы ежедневные логоритмические занятия.
Занятие по логоритмике проводят совместно два специалиста: музыкальный руководитель и логопед. В них принимает участие и воспитатель, работающий в данной группе детей.
Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствие с возрастом, моторным и психическим развитием детей.
Логопед включает в эти занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме , которую они
изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды памяти и внимания.
Воспитатель на занятиях по логоритмике осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за их осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними текстом песен или словесный материал к подвижным , пальчиковым или иным играм.
Таким образом на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.
Количество детей на логоритмических занятиях составляет, как правило, 10-12 человек, соответствуя числу детей в речевой группе детского сада.
Основная часть логоритмического занятия.
Для детей имеющих разную речевую патологию, основная часть будет включать, как общие, так и некоторые специфические виды учебных заданий.
Логоритмическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения так же, как и логопедического, включает три этапа: подготовительный, этап формирования первичных произносительных навыков и этап формирования коммуникативных умений.
Так, на подготовительном этапе обычно используются упражнения на развитие:
- Общих речевых навыков- дыхания, голоса, различные распевки(например, пропевание гласных звуков в сочетании с движениями- «звуковая зарядка» );
- Упражнение на формирование чувства ритма и темпа с начала на музыкальном, а затем на речевом материале ( упражнения на чёткое проговаривание слогов с сохранными у детей согласными);
- Артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики;
- Игры на развитие всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой- поначалу на музыкальном, а затем на речевом материале);
- Упражнения способствующие формированию фонематического восприятия
( прежде всего предлагаются задания по различению шумовых, а затем музыкальных звуков);
- Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а также расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определённых грамматических конструкций).
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
В качестве отдыха между двигательными упражнениями детям могут быть предложены задания по слушанию инструментальной и вокальной музыки с дальнейшим её обсуждением.
На этапе формирования первичных произносительных умений (постановка звука и его автоматизация сначала в изолированном виде, затем в слогах и словах) на логоритмических занятиях в основной их части проводятся следующие упражнения:
- На выработку длительного направленного выхода ( например, под музыку, с метрическим акцентом);
- Упражнения в произнесении вновь поставленных звуков в изолированном виде, затем в слогах ( например, в виде звукоподражаний), в сочетании с движениями, как мелкими, так и общими;
- Речь с движением, чтение чистоговорок, стихов, а также мелодекломация и пение простых песенок и попевок, включающих многократно повторяющиеся слова содержащие автоматизируемые в данный период звуки;
- Развитие слухового внимания, а на его фоне фонематического слуха (для сравнения детям даются сначала слова и слоги и лишь затем звуки , близкие в акустическом отношении); дошкольники учатся определять наличие заданного звука в слове, подбирать слова, содержащие тот или иной звук.
На этапе формирования коммуникативных умений (автоматизация звука в предложениях и введение его в свободную речь детей) используются дидактические задания, включающие речевой материал, насыщенный соответствующими звуками- это могут быть разнообразные стихи, песни, считалки, народные потешки т.п.
На завершающем этапе автоматизации звука можно вновь вернутся к хорошо знакомым детям играм, но использовать при этом достаточно сложный речевой материал. Например, можно провести игры на развитие различных качеств голоса (проговаривание одной и той же фразы тихо и громко, высоко и низко, в разном темпе), кроме того эти дидактические задания будет способствовать выработки у дошкольников интонационной, выразительной речи, очень полезны на данном этапе разнообразные творческие задания: инсценировки стихов и песен, разыгрывание по ролям сценок из любимых сказок.
В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпусом, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала (Власова Т. А., Пфафентродт А. Н., 1989).
В планировании логоритмических занятий мы использовали принцип концентрического наращивания материала по всем раздела изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.).
Основа занятий разнообразна: сказочный сюжет, воображаемые путешествия или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Предложенная нами тематическая направленность и организованная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношения детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Представленные логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие примы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачёва (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приёмах по методу В. Емельянова.
В каждом занятии нами включены пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного- на печень и почки, мизинца – на сердце.
Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала мы включили упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом головы.
В результате практической работы сложилось следующая структура логоритмисеского занятия:
- - движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьба и бег;
- -танец (хоровод);
- -развитие воздушной струи ;
- - разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
- - песня, сопровождаемая жестами;
- - логопедическая гимнастика для язычка;
- - мимические упражнения c жестами;
- - массаж (спины, рук, ног и т.п.) или гимнастика для глаз;
- - пальчиковая игра;
- -ритмично проговариваем слоги;
- - подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнение на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
На представленных логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
- -уточнение артикуляции- положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- - развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- - расширение лексического запаса;
- -развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- - совершенствование общей и мелкой моторики;
- - выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- - развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вмести с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение даёт возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.
За год нашей совместной рабаты мы добились хороших результатов: у детей логопедической группы улучшилась речь, фонематический слух, повысился уровень связной речи, улучшилась двигательная активность.