Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Обучение рисованию фигуры человека детей в младшем возрасте
16 минут 5857 1425

Обучение рисованию фигуры человека детей в младшем возрасте

Pepina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Пепину Марину Александровну, преподавателя изобразительного искусства высшей квалификационной категории МОУДОД «Киришская детская школа искусств» г. Кириши Ленинградской области. Сегодня Марина Александровна любезно поделится своим профессиональным опытом по обучению рисования фигуры человека детей в младшем возрасте. Статья будет полезна воспитателям детских садов, учителям рисования и родителям.

Краткий комментарий к статье от Марины Александровны:

«Маленький ребёнок с любовью рисует своих родителей кружками и палочками. А более старшему хочется, чтобы они были похожи. Возникают вопросы: как научить детей этому? как это сделать наилучшим и простым способом? как сделать так, чтобы получилось у всех? Человека рисуют и дети, и взрослые. Есть ли что-то общее в их изображениях и в способах изображения? Как сохранить человечность в человеке, интерес друг к другу, радость от раскрытия тайны другого?»

Увлекательного чтения…


Обучение рисованию фигуры человека детей в младшем возрасте

Посмотреть статью с рисунками и фотографиями

План статьи:

  1. Введение.
  2. Особенности изобразительной деятельности детей в соответствии с возрастом.
  3. Особенности изображения фигуры человека и предметов у школьников в соответствии с возрастом.
  4. Современные методы обучения рисованию фигуры человека.
  5. Методы обучения рисованию фигуры человека детей в младшем возрасте.
  6. Из опыта работы.

1. Человек – целая вселенная. Его постижение начинается с малого. Мы сначала чувствуем его, а только потом видим. Видим частями, не осознавая их тесной связи между собой. Много веков художники стремились раскрыть через внешние признаки суть души человека. Однако, не умея его рисовать, невозможно это сделать. Поэтому в эпоху Возрождения активно велось изучение анатомии человека, даже ангелы и боги изображались людьми.

Маленький ребёнок с любовью рисует своих родителей кружками и палочками. А более старшему хочется, чтобы они были похожи. Возникают вопросы: как научить детей этому? как это сделать наилучшим и простым способом? как сделать так, чтобы получилось у всех? Человека рисуют и дети и взрослые. Есть ли что-то общее в их изображениях и в способах изображения? Как сохранить человечность в человеке, интерес друг к другу, радость от раскрытия тайны другого?

Этим вопросам и будет посвящена небольшая статья. Именно поэтому даются в ней для рассуждения интересные выдержки из разных источников, касающихся изображения человека детьми и взрослыми.

2. В возрасте 5 - 8 лет в детских рисунках возникает стремление к передаче сюжета изображаемого события, знаний о причинно-следственных связях явлений и своих впечатлений об этих явлениях посредством выразительных возможностей цвета, композиции.

В этот период рисования отмечается всплеск интеллектуальной активности. Детьми делаются творческие попытки воплотить в изображении свои представления о том, что такое движение, пространство и время. Дети достигают в рисовании большой свободы изображения, которое отличает эмоционально – образная выразительность, оригинальность композиционно-творческого мышления и изобретательность в использовании изобразительных средств, рисующих материалов и инструментов. Данный возраст исследователи называют «золотым веком детского рисования». Доминанта – интеллектуальная активность.[1]

3. Наталья Годун на своей страничке в Интернете делится особенностями изображения фигуры человека и предметов у школьников в соответствии с возрастом: «Дети 5 лет рисуют маму, папу и других близких родственников схематично с помощью геометрических фигур, линий. Обобщение позволяет им ассоциировать части тела с геометрическими фигурами, поэтому изображение человека графично. Чаще всего оно и исполняется графическими материалами.

В период младшего школьного возраста при нормальном развитии ребенок постепенно овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию и опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках.

В возрасте от 6 до 14 лет ребёнок проходит стадию правдоподобных изображений. Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Изображения людей на рисунках становятся более пропорциональными, чаще всего за счет изменения величины головы, которая раньше изображалась чрезмерно большой. Округляются плечи и другие части тела. Черты лица тщательнее прорисовываются и могут передавать характерные особенности конкретного человека или образа. Волосы на голове у разных людей все чаще чем-то отличаются, у девочек передаются разнообразные прически. Появляются локтевые и коленные сгибы. Чаще передаются действия человека.

Изображения людей в период младшего школьного возраста имеют множество вариантов, общим для которых является подчеркнутое деление фигуры на части тела человека и элементы одежды. Изображая фигуру, ребенок ещё конструирует её, последовательно добавляя одну часть к другой: сначала – голову, за ней туловище, потом – ноги и руки и, наконец, – одежду. Такая же последовательность характерна для работы с красками.

Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты:

1) рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов, оттенки и светотени отсутствуют;

2) все ещё не соблюдается пропорциональность изображения (так, человек может превышать ростом дом, нарисованный рядом);

3) сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке. Такие “рентгеновские” рисунки могут продержаться лет до семи.

У многих детей изменение способа изображения на этой стадии завершается, сохраняясь в более или менее совершенном виде на всю жизнь.

Стадию правдоподобных изображений можно разделить на 3 этапа:

1) Схематически-пластическое изображение с преобладанием схематического.

Возраст ребёнка – от 6-ти до 7-ми лет. Для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического. Пластическим считается изображение человека, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч – к рукам и от туловища – к ногам. У нарисованного человечка семилетнего ребёнка одни части тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены.

2) Схематически-пластическое изображение. Возраст ребёнка – от 7-ми до 9-ти лет.

С 7 лет дети переходят в стадию смешанного профиля. Она характеризуется тем, что голова человека изображается в профиль, а туловище и конечности фронтально. При этом черты лица удваиваются (дети изображают голову в профиль, но рисуют по два глаза). Это происходит, потому что дети пытаются нарисовать не то, что видят и помнят, а то, что знают. К 8-9 годам постепенно уравновешивается соотношение пластических и схематических элементов. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя – схематически или наоборот.

3) Схематически-пластическое изображение с преобладанием пластического.

Возраст ребёнка – от 9-ти до 14-ти лет. К 9-ти годам ребенок начинает осваивать стадию правильной профильной ориентации. Примерно с 10 лет в рисунке начинают преобладать пластические элементы над схематическими. В этот период младшего школьного возраста изображения в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.»

4. Методы обучения рисованию фигуры человека самые разнообразные. В основном они опираются на строение, пропорции, анатомические особенности тела человека, а также законы равновесия, перспективы, светотени. Исполняются от общего к частному. Геометризм форм характерен. Приведём пример из Методического указания № 2 по выполнению задания по теме «Рисунок фигуры человека в движении» нижегородского колледжа технологии и дизайна одежды Т.Б. Кузнецовой: «Ход выполнения рисунка:

Шаг первый: выберем композицию рисунка в листе, то есть правильно наметим место будущего рисунка фигуры человека на листе бумаги. Отметим двумя небольшими горизонтальными штрихами – засечками размер будущей фигуры по вертикали. Внизу листа оставим места чуть больше, а сверху – чуть меньше.

Шаг второй: постараемся уловить основное, главное движение и как можно точнее изобразить главную ось положения тела человека (рис.1, 3)

Шаг третий: проследим отклонения всей фигуры от вертикали, а линий плеч, талии, бедер, коленей – от горизонтали (рис.2). Определим основные опорные точки фигуры человека.

Шаг четвёртый. Отметим высоту модуля – по классической схеме - одну восьмую часть всей высоты фигуры, в натурном рисунке величину модуля проверим визированием, так как реальные живые люди могут иметь пропорциональные отклонения от классического стандарта и высота головы может «укладываться» в росте не восемь раз, а 7,5 или 6 и т. д.

Шаг пятый. Быстрым взглядом «голова – опорная стопа» проконтролируем положение опорной стопы относительно головы и яремной ямки (рис.1, 3). Заметим, что над опорной стопой плечо будет ниже, а над провисным коленом – выше. Это закон так называемого античного перекоса, когда соседние части тела наклоняются в противоположном направлении. Это балансирует движение. Пример: смотри античную скульптуру «Дорифор» (или «Копьеносец») работы автора Поликлета (рис.4).

Шаг шестой. Учтём ракурс (линейные сокращения размеров и форм по законам перспективы) (рис.5). Если фигура повёрнута к нам в ¾, то расстояние от средней линии фигуры до ближней точки (плеча, например) будет больше, чем расстояние от средней линии до дальней от нас точки (второго плеча).

Шаг седьмой. Найдём среднюю точку. Сначала – «на глаз» - посмотрим на фигуру и определим, где фигура будет делиться пополам по вертикали, потом визированием проверим свой глазомер и поправим рисунок. То же самое – с поиском середины по горизонтали. Нахождение средней точки помогает избежать такой частой ошибки начинающих рисовальщиков, как несоразмерность по пропорциям головы и торса к размеру нижних конечностей. При неправильном рисовании (особенно часто это бывает при рисовании фигуры «в положении сидя» или если фигура в сложном ракурсе) часто торс с головой получаются непропорционально большими, а нижние конечности (хотя они расположены на первом плане) – несоразмерно маленькими (рис.6).

Шаг восьмой. Далее наметим основные формы и объёмы.

Если выполняем вариант №1 вышеуказанного задания – используем выразительность линии, соединяем пластику линии с пластикой движения.

Если выполняем вариант №2 – прослеживаем конструкцию фигуры.

Тело человека в обобщённом виде – это сочетание объёмных тел: овоида (голова), цилиндров или усечённых конусов (торс, шея, конечности). Поэтому следующий шаг – построение этих основных объёмов методом «сквозного рисования» с сохранением линий построения. Такой рисунок будет напоминать по внешнему виду скорее манекен, чем живую фигуру, но позволит разобраться в конструктивном построении фигуры человека. На заключительной стадии выполнения рисунка придадим графическую выразительность линии за счёт изменения её толщины». [3]

Вывод: прослеживается связь с первым опытом ребёнка в рисовании человека в схеме изображения, значит, это преемственно и правильно, так легче начинать рисовать человека.

5. Есть несколько различных способов обучения ребёнка рисованию человека. Сравним их.

Т.А. Копцева составила программу по изобразительному искусству, где приведены фото работ детей. По ним видно, что дети, не пользуются никакой схемой, даже в 6 лет, но им объяснено строение и пропорции тела человека. Рисунки очень живые и характерные, геометризм в работах младших детей присутствует.

И.А.Лыкова так же имеет программу «Цветные ладошки». В ней просматривается принцип обучения рисованию фигуры человека через рисование народных игрушек (дымковская барыня), рисование через одежду (клоуны). Это хорошие способы и у детей фигуры получаются хорошо нарисованными, хоть и упрощённо-стилизованными.

6. Если сравнить схемы, предложенные другими авторами, то можно сделать следующие выводы. Линии ребёнку проводить легче, чем овалы и круги, которые первое время не получаются ровными. К тому же дети ещё не достаточно ориентируются в пространстве листа, а рисование овала - это сложная изогнутая линия, постоянно меняющая своё направление.

Вывод: лучше пользоваться схемой с прямыми линиями. Дети приходят в восторг, когда видят, как легко можно нарисовать человека, передать его движение, однако пропорции фигуры им ещё не доступны. Далее показывается способ «наращивания» мышц, «одевания» в одежду. Это способ очень нравится детям 6 - 7 лет и перекликается со схемами обучения в среднем специальном учебном заведении. В своей работе по обучению детей рисованию фигуры человека я пользуюсь линейно-геометрической схемой изображения и приёмами И. А. Лыковой.      

Также хорошо получаются наброски с натуры у младших школьников с использованием таких схем и приёмов. Отлично помогает применение наглядности в виде репродукций рисунков и набросков художников разных эпох и стран, а также современных художников и студентов специальных учебных заведений.

Использование интерактивной доски повышает интерес к способам изображения человека. Презентации, содержащие интересный информационный материал по теме, развивающий материал, закрепляющий материал, методику изображения, критерии результативности при современных направлениях в дополнительном образовании позволяют осуществлять компетентностный подход к каждой личности.

Считаю важным поддержку родителей в образовании детей, поэтому они могут быть натурой для ребят, именно они могут помочь организовать и провести конкурс набросков (см. фотоматериал). Это будет для детей ещё одним стимулом в их познании окружающего мира и человека. Подобные мероприятия поднимают заинтересованность данной темой и помогают повысить итоговый результат. Таким образом, сотрудничая, познавая друг друга, мы учимся не только изображать, но и понимать вселенную человека.

Использованная литература и Интернет-ресурсы.

1. Блог Натальи Годун. Психология рисунка, «Младший школьный возраст», < http://detskiefantazii.ru/detskij-risunok/mladshiy-shkolniy-vozrast.html> [электронный ресурс], (30.11.13)

2. Копцева Т. А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2006.-208 с.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2006.-208 с.

5. Нижегородский информационно-развлекательный портал: Методические указания № 2 по выполнению задания по теме «Рисунок фигуры человека в движении», разработчик: преподаватель Т.Б. Кузнецова.

<http://megaportnn.ru/organization/detail_mini.php?ELEMENT_ID=26877&eid=&id=&name=&code=&rid=&ib=37> [электронный ресурс], (30.11.13)

6. Психологический проект < http://facepsy.ru/predmetnoe-risovanie.htm> [электронный ресурс], (30.11.13)

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2409 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2269 608