Дорогие друзья, мы рады представить вам Рябчинскую Светлану Вячеславовну, учителя французского языка ГБОУ г. Москвы средней общеобразовательной школы № 2090. Сегодня Светлана Вячеславовна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию проектно-исследовательских технологий для развития мотивации к учебно-познавательной деятельности. Статья предназначена для преподавателей ОУ любого типа (особое внимание молодых специалистов).
Краткий комментарий к статье от Светланы Вячеславовны:
«Использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности широко используется и является неотъемлемой частью образовательного процесса. Эта активная форма позволяет построить образовательную среду таким образом, чтобы вызвать интерес у обучающихся к изучению данного предмета или к образовательному процессу в целом».
Познавательного чтения…
Использование проектно-исследовательских технологий для развития мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Посмотреть статью с фотографиями
Перед образовательными учреждениями стоит проблема, каким образом сформировать и развить у учащихся мотивацию к учебно-образовательной деятельности.
Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.
В ОУ проектная деятельность учащихся должна носить системный характер и предполагать движение от индивидуального исследования проекта по теме, по предмету, к групповому телекоммуникационному исследованию-проекту широкого охвата многих областей знаний.
Необходимо отметить, что проектно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется в условиях свободного выбора тем, методов исследований, форм отчета. Это позволяет максимально приблизить проекты к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. На защиту проектов могут быть приглашены учащиеся других классов, родители, выпускники, специалисты по данной области из Вузов и научно-исследовательских институтов.
Проектно-исследовательская технология обучения обучающихся проходит через предметные области базового компонента учебного плана, а также используется в системе воспитывающей внеурочной деятельности. Такая системность применения данной технологии способствует повышению мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Он нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Основная идея подобного подхода, например, к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения. И если грамотно использовать проектную деятельность, то успех обучающихся в изучении иностранного языка, как и повышение мотивации, гарантирован.
Или, например, систему экскурсионной работы можно так же построить именно в данном ключе. Целью этой работы является долговременная мотивация ребенка на активную, познавательно-поисковую деятельность. Система экскурсионной работы заключается в том, что в течение всего периода обучения в ОУ, учащиеся на различных этапах знакомятся с культурно-историческими достопримечательностями, музеями Москвы, Подмосковья, других городов. Перед экскурсиями ведется предварительная поисковая работа, разрабатывается индивидуальная тематика. Во время проведения экскурсии учащиеся заполняют базу данных по конкретной теме с тем, чтобы, дополнив эти сведения из различных информационных источников, представить свое микроисследование как отчет о проделанной работе.
Это только два примера использования проектно-исследовательских технологий в ОУ. На самом деле весь образовательный процесс с его содержанием, разнообразными формами и методами обучения, развития и воспитания учащихся способствует созданию творческой личности, ориентированной на саморазвитие и самопознание.