Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мы - дети Поволжья
7 минут 4738 1446

Мы - дети Поволжья

Safina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Сафину Розалию Минасхатовну, воспитателя структурного подразделения «Детский сад «Жемчужинка» МБУ гимназии № 39 «Классическая» г.о. Тольятти Самарской области. Сегодня Розалия Минасхатовна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере патриотического воспитания детей. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и родителей.

Краткий комментарий к статье от Розалии Минасхатовны:

«О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Поскольку приобщение к Отечеству, наследию воспитывает уважение, гордость за место, в котором мы живём, поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Особенный акцент на знание истории народа, её культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культуре, традициям других народов».

Полезного чтения…


Мы - дети Поволжья.

В наше время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

В связи с этим начиная со среднего дошкольного возраста я веду кружковую работу «Мы – дети Поволжья».

Ведётся знакомство с многонациональным краем Поволжья. Здесь живут не только русские, но и чуваши, мордва, марийцы, татары, башкиры, калмыки. Дети знакомятся с бытом, культурой, традициями народа. В работе широко используется фольклор.

В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности: черты характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками разных народов, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеивающие недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особенное место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Любой уголок нашего края неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим прошлым, памятниками старины.

У каждого народа есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие и колхозники. Труд в каждой местности тоже разный. Чуваши занимались земледелием, изготовляли рогожи из липового лыка, развито узорное тканьё.

Удмурты изготовляли ткани из конопляного полотна и шерсти, валяли шляпы, обувь. Башкиры занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством, пчеловодством. Мордва занималась земледелием, овчинным и валяльным производством, было развито гончарство. Марийцы занимались земледелием, пчеловодством, корзиноплетением.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой край и свою Родину, не может быть успешно решено без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющиеся частью его истории.

Мировую ценность получили чудесное искусство вологодских кружевниц и роспись хохломы, и мастерство дымковской, Городецкой игрушки – во всём этом проявление одарённости русского народа, его творческих сил и талантов.

Каждое изделие народного искусства – это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления с прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребёнку можно показать в подлинниках. Из бесед с родителями я выявила, что в каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, сплетённые изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от бабушек.

Для работы с детьми я подбираю литературу о талантливых умельцах края, показываю мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные историко-культурные этнографические особенности, в доступной форме разъясняю детям технологии художественной ремесленной деятельности. Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие, дошедшее до нашего времени, ремесла: он вносит своё личное, индивидуальное, с учётом созданного ранее; сознаёт, что его труд является продолжением традиции отцов; он – творческая личность, связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизм.

Очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма: формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребёнка я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Способность проявления разумной смелости, решительность, уверенность в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  2. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
  3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

И когда мы знакомимся с подвижными играми разных народов, я стараюсь решить эти задачи.

Свою работу стараюсь готовить так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.

Мною работа проводится систематически на занятиях, как часть занятия, комбинированные 1 раз в месяц; в кружковой работе 2 раза в неделю по 20-25 минут по подгруппам.

Например комбинированные занятия: Золотая осень, День Защитника Отечества, 8 марта, весенний праздник. В рамках кружковой работы прошли развлечения: «Мы татары – живём в Поволжье». «Мы русские – живём в Поволжье».

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677