Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование метода сказкотерапии в развитии выразительности речи и творческих способностей детей
12 минут 5177 1181

Использование метода сказкотерапии в развитии выразительности речи и творческих способностей детей

Lavriva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Лавривой Светланой Юрьевной, воспитателем ГБДОУ детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Светлана Юрьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по использованию метода сказкотерапии в разитии выразительности речи и творческих способностей детей. Статья будет интересна воспитателям ДОУ, психологам, родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Юрьевны:

«Считаю, что воспитание и развитие через сказку очень актуальная тема. Пожелания всем взрослым: читайте как можно больше сказок детям, придумывайте, фантазируйте, и дети, почерпнут все самое лучшее»!

Полезного чтения…


Использование метода сказкотерапии в развитии выразительности речи и творческих способностей детей

Исследования семьи в условиях современного общества выявляют возросшую отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла и ласки. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В наш компьютеризированный век родители стали мало уделять внимания своим детям. Основными друзьями и помощниками детей становятся компьютерные игры. И часто эти игры не развивают, а порождают разные страхи, о которых дети не рассказывают своим родителям. Так же основную часть свободного времени дети проводят около телевизора, с экрана которого идет разная информация, не всегда положительная. Со своими впечатлениями и страхами ребенок остается один на один.

Сказки были всегда самым эффективным способом общения с детьми. Только в сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. Сказки вселяют в ребенка надежду, он погружается в мир фантастики и волшебства, из которого с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире.

Сказотерапия – это метод, использующий сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающими. Проживая сюжет сказки, ребенок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.

Сказкотерапия - это способ говорить с ребенком на любимом им языке. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности.

Л.Б.Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.). Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной логичной речи. Но помимо всех этих задач, не менее важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой.

К.Д. Ушинский говорил: «Родной язык составляет главный центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат», а Е.И. Тихееву принадлежит такое высказывание: «Владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека».

При знакомстве со сказками ребенок, подражая героям, часто пользуется красивыми речевыми оборотами. Это дает прекрасную возможность овладеть родной речью.

Способствует воспитанию красивой речи умение задавать вопросы, т.к. по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А.Запорожец, Л.Велпер, А.Фрамм, Д.Добсон) умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников.

Кроме спонтанного формирования основ устной речи требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Хорошо известно так же, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет, поэтому крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. Несомненно то, что любимые герои сказок являются первыми объектами такого общения.

Для развития речи детей нужно прибегать к испытанному методу – придумыванию иных новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.

Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на мир в разных уголках земли. Сказки других народов замечательное средство для того, чтобы ребенок и взрослый моги постигнуть внутренний мир и образ мыслей человека из другой страны.

Необходимы так же авторские сказки. Читая авторскую сказку ребенок воспринимает жизненный и психологический опыт писателя, который может нести как радость и надежду, так и разочарование и недоверие к миру.

Сказка развивает руки. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.

Не каждый ребенок обладает актерским талантом для того, чтобы самому играть на сцене. Поэтому для психологических целей используется постановка сказки с помощью кукол. Можно использовать несколько вариантов кукол: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский так говорил о роли творчества в развитии ребенка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества; важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Работу над выбранной темой я начала с детьми старшей группы. Для того, чтобы «расшевелить» детей, снять с них напряжение, скованность, я решила использовать кукол-марионеток. Трудно было сразу научить детей кукловождению. Для этого я использовала этюдные тренажи, пантомимические упражнения и игры, интонационные упражнения. Когда дети научились кукловождению и благодаря этюдам стали раскрепощенными, смогли уже выражать свои эмоции, я начала знакомить их со сказками.

Чтобы дети лучше запомнили сказку, я использовала разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой, драматизацию. Показывая сказку и одновременно пересказывая ее, дети лучше запоминали содержание сказки, учились рассказывать эмоционально, голосом передавая характер и настроение героев.

Подводя детей к показу сказки с куклами-марионетками, я использовала постепенность. Сначала дети прослушивали сказку, затем пересказывали ее с показом какого-либо театра. Различные этюды помогали детям расслабиться, выразительно передать жестами характеры и отношения героев. Учились имитировать с детьми движения животных.

После этого обыгрывали отдельные эпизоды с куклами-марионетками, а затем показывали сказку полностью. Для того, что бы помочь детям ощутить сказочную атмосферу, почувствовать себя именно в сказочной стране, потребовался волшебный цветок. Дети верили, что именно он помогает им попасть в сказочную страну, стать добрее, доброжелательнее, дружелюбнее. Теперь всегда вход и выход из сказки у нас начинался и заканчивался волшебным цветком.

Постепенно дети раскрепостились, сняли с себя напряжение, смогли вжиться в роль. Этому помогали и куклы-марионетки, с которыми дети научились уже обращаться. Мы придумывали сказки от задачек, загадок, от пословиц. Придумывали сказки на сказочном панно (с игрушками и картинками), изменяли ситуации в сказках и сюжетах, придумывали новый конец сказкам.

Не всем детям легко было вжиться в образ. Не у всех все получалось. Поэтому на протяжении всей своей работы я использовала различные этюдные тренажи: на расслабление и фантазию, на развитие воображения и выразительность жестов, на выражение основных эмоций, на развитие памяти и воспроизведение отдельных черт характера. Очень помогали в работе и упражнения у зеркала, где дети смогли увидеть и адекватно представить образ и возможности своего тела.

В своей работе я использовала так же различные настольные игры: «Складанка», «Мои любимые сказки», «Собери сказку», «Волшебные кубики», «Волшебные фигурки», «Узнай героя», «Узнай сказку». Эти игры воспитывают интерес к сказкам, развивают память, помогают лучше запомнить героев, а так же развивают связную речь, когда дети рассказывают или описывают эпизоды из собранной сказки. Для развития понимания мимических выражений и выражений лица, умения самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций, я предлагала детям игры: «Опиши настроение», «Собери робота», «Сделай, как я покажу».

Дошкольникам необходимо развивать вместе с речью и руки. Неслучайно говориться: «Когда я слушаю-узнаю, когда делаю-запоминаю».

Вместе с детьми мы вырезали и склеивали героев сказок, разные декорации. Дети рисовали героев сказок, эпизоды из них. К этой работе я привлекала и родителей.

Что бы вызвать интерес у родителей, показать им важность работы со сказкой, я проводила консультации, устраивала выставки детских работ и показы сказок. Родители откликнулись, стали помогать. Шили кукол, вязали пальчиковый театр, приносили различный материал, выполняли разные задания.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, я старалась помочь каждому ребенку прожить разные ситуации, с которыми он, возможно, столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими детьми.

Выбранная мною тема и проводимая по ней работа дала свои результаты. У воспитанников развились воображение и фантазия, ребята могли проявить свое творчество. Они научились выражать настроение в рисунке с помощью цвета и линий, придумывать свои сказки по рисункам. Стали вырезать, склеивать, изображать сказку схематично. Дети научились показывать эпизод сказки с помощью мимики и жестов.

В развитии речи у детей расширился словарный запас. Они научились правильно строить диалоги и конструировать слова, словосочетания, предложения. Воспитанники научились правильно формулировать и задавать вопросы. Речь детей стала эмоциональной, выразительной, образной; они перестали испытывать скованность и нерешительность. А самое главное, что данное направление работы было интересно самим детям. Они выражали свой внутренний потенциал и свою индивидуальность через творчество.

Список используемой литературы:

1. Алексеевская А.И «Домашний театр», Москва, изд. «Лист», 2000г.

2. Вачков И.В. «Сказкотерапия», Москва, изд. «Ось-89»,2007г.

3. Гребенщикова Л.Г. «Основы куклотерапии», СПб, изд. «Речь», 2007г.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», СПб, изд. «Речь», 2006г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками», СПб, изд. «Речь», 2006г.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Михайлов А.М. «Теория и практика сказкотерапии», СПб, изд. «Речь», 1996г.

7. Караманенко Г.И., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам», изд. «Просвещение», 1982г.

8. Капшук О. «Игротерапия и сказкотерапия. Развиваемся играя» изд. «Феникс», 2009г.

9. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей», СПб, изд. «Речь», 2008г.

10. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», Москва, изд. «Аркти», 2001г.

11. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», Харьков, изд. «Фолио»,1996г.

12. Шорохова О.А. «Играем в сказку», Москва, изд. «Сфера», 2007г.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677