Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Миллер Надеждой Павловной, воспитателем МБДОУ «Детский сад №149» комбинированного вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Надежда Павловна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере сенсорного развития ребенка. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Надежды Павловны:
«В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине)».
Познавательного чтения…
Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка
Посмотреть статью в полной версии
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель,), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер,А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина , Л Н Саккулина,Е.И. Тихеева, А.П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи, такие как, Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддъяков. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Именно сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, цвета, пространственных отношений между предметами, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства и др.
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи, такие как А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Сенсорное воспитание осуществляется в неразрывной связи с разнообразной деятельностью детей. Особое значение в сенсорном развитии играют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка конструирование. Успешное овладение той или иной деятельностью зависит от совершенствования и развития сенсорных процессов, т.е. от восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому воспитатель организует обследование - специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
Правила для общих видов обследования:
- восприятие целостного облика предмета;
- мысленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, величина, цвет, материал);
- пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.);
- вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
- повторное целостное восприятие предмета.
При воспитании детей раннего возраста взрослому необходимо учитывать основные педагогические правила и принципы организации воспитательной работы с детьми:
- принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе;
- требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей;
- индивидуальное общение с ребенком;
- учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей;
- воспитание положительного отношения к требованиям взрослых;
- вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий;
- своевременное формирование навыков самостоятельности;
- психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого;
- образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малыша, т.к. дети раннего возраста отличаются подражательностью и впечатлительностью.
Таким образом, чтобы развитие ребенка протекало успешно и полноценно, необходимо знать особенности раннего возраста, понимать уникальность этого периода и уметь создавать благоприятные условия для воспитания и самораскрытия возможностей каждого малыша.
Поэтому цель работы педагога- осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр, через решение следующих задач :
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов( цвете, величине, форме, количестве).
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста зависит от правильного подбора и проведения специальных дидактических игр, а также от грамотного руководства взрослого процессами познания окружающего мира. Игра – это жизнь. Она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания». Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста (таблица1)
В качестве критериев оценки результатов игры выступают:
а) выполнение условий проведения игры;
б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре;
в) степень решения поставленных задач;
г) уровень достижения поставленной цели.
Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших качествах.
Учите ребёнка играть, откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии
Список литературы.
- АмонашвилиШ.А.Здравствуйте дети -М.,1988г.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.,М.,Просвещение,1991г.
- Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.-с.
- Жуковская Р.И. "Игра и её педагогическое значение".-М.,2010г.
- Максаков А.И. «Учите, играя» .-М.-1981г.
- Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–55
- Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006.
- Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003
- Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.
- Сорокина А.И., А. Столяр "Давайте поиграем", М.,Просвещение,1991г.
- Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием", М.,Просвещение,1987г.
- Шербинина Г.К. « Сказка как средство воспитания». М.,1991г.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение,