Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка
11 минут 6382 1813

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка

Miller fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Миллер Надеждой Павловной, воспитателем МБДОУ «Детский сад №149» комбинированного вида г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Надежда Павловна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере сенсорного развития ребенка. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Надежды Павловны:

«В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного  восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов  восприятия, являются результатом их переработки. Овладение  знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине)».

Познавательного чтения…


Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка

Посмотреть статью в полной версии

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель,), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер,А.В. Запорожец, Э.Г. Пилюгина , Л Н Саккулина,Е.И. Тихеева, А.П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание осуществляется в  условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие  педагоги и психологи, такие как, Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддъяков. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.

 В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного  восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов  восприятия, являются результатом их переработки. Овладение  знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Именно сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, цвета, пространственных отношений между предметами, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства и др.

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.    

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено  сенсорной куль туры.  

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Сенсорное воспитание осуществляется в  условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие  педагоги и психологи, такие как А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.

 В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного  восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Сенсорное воспитание осуществляется в неразрывной связи с разнооб­разной деятельностью детей. Особое значение в сенсорном развитии игра­ют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка конструирование. Успешное овладение той или иной деятельностью зависит от совершенст­вования и развития сенсорных процессов, т.е. от восприятия и анализа то­го, что нужно делать. Поэтому воспитатель организует обследование - спе­циально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

Правила для общих видов обследования:

  • восприятие целостного облика предмета;
  • мыс­ленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, ве­личина, цвет, материал);
  • пространственное соотнесение частей друг с дру­гом (слева, справа, над, сверху и т.д.);
  • вычленение мелких деталей, уста­новление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
  • повторное целостное восприятие предмета.

При воспитании детей раннего возраста взрослому необходимо учи­тывать основные педагогические правила и принципы организации воспи­тательной работы с детьми:

  • принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе;
  • требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих людей;
  • индивидуальное общение с ребенком;
  • учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей;
  • воспитание положительного отношения к требованиям взрослых;
  • вред частых запретов и длительных пассивных ожиданий;
  • своевременное формирование навыков самостоятельности;
  • психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого;
  • образцовое поведение взрослого, участвующего в воспитании малы­ша, т.к. дети раннего возраста отличаются подражательностью и впе­чатлительностью.

Таким образом, чтобы развитие ребенка протекало успешно и полно­ценно, необходимо знать особенности раннего возраста, понимать уни­кальность этого периода и уметь создавать благоприятные условия для воспитания и самораскрытия возможностей каждого малыша.

Поэтому цель работы педагога- осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр, через решение следующих задач :

  • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов( цвете, величине, форме, количестве).
  • воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами ( умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

Проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста зависит от правильного подбора и проведения специальных дидактических игр, а также от грамотного руководства взрослого процессами познания окружающего мира. Игра – это жизнь. Она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания». Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста (таблица1)

В качестве критериев оценки результатов игры выступают:

а) выполнение условий проведения игры;

б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре;

в) степень решения поставленных задач;

г) уровень достижения поставленной цели.

Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших качествах.

Учите ребёнка играть, откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии

Список литературы.

  1. АмонашвилиШ.А.Здравствуйте дети -М.,1988г.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.,М.,Просвещение,1991г.
  3. Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.-с.
  4. Жуковская  Р.И. "Игра и её педагогическое значение".-М.,2010г.
  5. Максаков А.И. «Учите, играя» .-М.-1981г.
  6. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–55
  7. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006.
  8. Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000.
  9. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. Изд-во МГППУ, 2003
  10. Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. – М., 1992.
  11. Сорокина А.И., А. Столяр "Давайте поиграем", М.,Просвещение,1991г.
  12. Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические игры с математическим   содержанием", М.,Просвещение,1987г.
  13. Шербинина Г.К. « Сказка как средство воспитания». М.,1991г.
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение,

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2678 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677