Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Развитие дополнительного образования Каа-Хемского района в условиях реализации модернизации образования»
6 минут 4572 1035

«Развитие дополнительного образования Каа-Хемского района в условиях реализации модернизации образования»

Grigoreva foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Григорьеву Анастасию Валерьевну, директора, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» с. Сарыг-Сеп Республики Тыва. Сегодня Анастасия Валерьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию дополнительного образования Каа-Хемского района в условиях реализации модернизации образования. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования и родителям.

Краткий комментарий к статье от Анастасии Валерьевны:

«Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей. В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни».

Профессионального чтения…


«Развитие дополнительного образования Каа-Хемского района в условиях реализации модернизации образования»

Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей.

В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.

Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система внешкольного образования преобразована в систему дополнительного образования. В Каа-Хемском районе дополнительное образование существует с 89 года (25 лет).

Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка.

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей в Каа-Хемском районе в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет.

Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.

Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.

Учреждения дополнительного образования детей поддерживает тесные связи с учреждениями Каа-Хемского района (управление образования, школы, детские сады, администрация района, федеральная противопожарная служба, ОВД и тд.)

В настоящее время в системе дополнительного образования   Каа-Хемского района занимаются 1867 учащихся, что составляет 92 % от общего количества учащихся по следующим направлениям:

  • художественное;
  • спортивное;
  • эколого-биологическое;
  • декоративно-прикладное;
  • техническое;

Таким образом, содержание работы дополнительного образования детей определяется задачами духовно-нравственного, эстетического, интеллектуального и физического развития.

Система дополнительного образования в районе позволяет учащимся не только накапливать знания, умения и навыки, но и применить их, участвуя в различных конкурсах районного, республиканского и российского уровня, по результатам которых учащийся может быть награжден грантам.

Наряду с позитивными тенденциями в развитии учреждений дополнительного образования имеется ряд нерешенных проблем:

- Отсутствует информационная, методическая и организационная поддержка, обеспечивающая обучающихся и педагогов учебно-методическими пособиями по различным направлениям дополнительного образования детей. Крайне ограниченно используются современные информационные технологии по причине отсутствия компьютерного оборудования.

- Отсутствие достаточного бюджетного финансирования крайне негативно сказывается на состоянии и возможности дальнейшего развития. В течение последних лет удается лишь поддерживать материальную базу учреждения на определенном уровне, тогда как изменения интересов детей (стремление к овладению современной техникой и средствами связи, спортивно-технических направлений и т.д.) требует ее развития. Введение же платных услуг вызовет сужение социальной базы дополнительного образования, ущемление прав, особенно детей из малообеспеченных семей.

Для успешной организации дополнительного образования необходимо: пополнить материально-технические базы современными техническими и электронными средствами обучения, туристским снаряжением, мебелью, спортивным инвентарем и учебно-наглядными пособиями.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677