Дорогие друзья, мы рады представить вам Григорьеву Анастасию Валерьевну, директора, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» с. Сарыг-Сеп Республики Тыва. Сегодня Анастасия Валерьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию дополнительного образования Каа-Хемского района в условиях реализации модернизации образования. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования и родителям.
Краткий комментарий к статье от Анастасии Валерьевны:
«Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей. В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни».
Профессионального чтения…
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система внешкольного образования преобразована в систему дополнительного образования. В Каа-Хемском районе дополнительное образование существует с 89 года (25 лет).
Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей в Каа-Хемском районе в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет.
Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития.
Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало.
Учреждения дополнительного образования детей поддерживает тесные связи с учреждениями Каа-Хемского района (управление образования, школы, детские сады, администрация района, федеральная противопожарная служба, ОВД и тд.)
В настоящее время в системе дополнительного образования Каа-Хемского района занимаются 1867 учащихся, что составляет 92 % от общего количества учащихся по следующим направлениям:
- художественное;
- спортивное;
- эколого-биологическое;
- декоративно-прикладное;
- техническое;
Таким образом, содержание работы дополнительного образования детей определяется задачами духовно-нравственного, эстетического, интеллектуального и физического развития.
Система дополнительного образования в районе позволяет учащимся не только накапливать знания, умения и навыки, но и применить их, участвуя в различных конкурсах районного, республиканского и российского уровня, по результатам которых учащийся может быть награжден грантам.
Наряду с позитивными тенденциями в развитии учреждений дополнительного образования имеется ряд нерешенных проблем:
- Отсутствует информационная, методическая и организационная поддержка, обеспечивающая обучающихся и педагогов учебно-методическими пособиями по различным направлениям дополнительного образования детей. Крайне ограниченно используются современные информационные технологии по причине отсутствия компьютерного оборудования.
- Отсутствие достаточного бюджетного финансирования крайне негативно сказывается на состоянии и возможности дальнейшего развития. В течение последних лет удается лишь поддерживать материальную базу учреждения на определенном уровне, тогда как изменения интересов детей (стремление к овладению современной техникой и средствами связи, спортивно-технических направлений и т.д.) требует ее развития. Введение же платных услуг вызовет сужение социальной базы дополнительного образования, ущемление прав, особенно детей из малообеспеченных семей.
Для успешной организации дополнительного образования необходимо: пополнить материально-технические базы современными техническими и электронными средствами обучения, туристским снаряжением, мебелью, спортивным инвентарем и учебно-наглядными пособиями.