Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Казимовой Еленой Евгеньевной, воспитателем МБДОУ ЦРР детский сад № 173 г. Самара Самарской области. Сегодня Елена Евгеньевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере познавательно-речевого развития дошкольника. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Евгеньевны:
«Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека это речь. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно развивается в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка».
Полезного чтения…
«Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития дошкольника»
Посмотреть статью с фотографиями
Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека это речь. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно развивается в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое даст эффект общего психического развития.
По утверждению Ушинского К.Д. , в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. Игра-ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. В игре ребенок подчиняет свое поведение правилам игры, познает правила поведения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы.
Обучение в нашем дошкольном учреждении имеет развивающее направление через игровую деятельность, при которой сохраняются и синтезируются элементы познавательного и игрового общения. Такое направление подготавливает детей к диалогу, к интеллектуально- познавательному общению со сверстниками и взрослыми. В современной педагогике дошкольного возраста выделяются разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, игры-драмматизации, музыкально-коммуникативные, игры – забавы и др.
Организовывая сюжетно – дидактическую игру, необходимо наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество с ребенком, продумать подбор игрушек так, чтобы ребенку было удобно с ними действовать; в процессе совместной деятельности провоцировать ребенка на речевое взаимодействие или придумывать доступные для него поводы для общения. Так, например, в сюжетно – дидактической игре «Научим куклу одеваться» можно побудить детей к произношению предметов одежды, их частей, а также действий с ними (снять, повесить, положить).
Побуждая детей к игровой деятельности, можно использовать чтение различных стихов и потешек, поскольку игры-потешки, забавы и песенки способствуют эмоциональному рескрепощению ребенка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря.
Дидактическая игра – это обучающая игра, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей.
Словесные игры в старшей и подготовительной группах включаются в непосредственно образовательную деятельность. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала и до конца игру проводит воспитатель.
Систематически проводится работа по развитию мелкой моторики рук, используя пальчиковые игры, различные мозаики, игрушки – шнуровки, разнообразные конструкторы и прочее, так как уровень речевого развития зависит от сформированности движений пальцев рук. В группах имеются настольные театры – это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников. Для детей созданы необходимые условия для организации сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахеркая», «Магазин», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с парнером – сверстником, парнером-взрослым.
Воспитатели стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной. Игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Таким образом, к игре стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождать человека на протяжении всей его жизни.