Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Педагогическая концепция учителя черчения в рамках внедрения ФГОС
10 минут 3506 856

Педагогическая концепция учителя черчения в рамках внедрения ФГОС

Koroleva fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Королевой Ольгой Владимировной, учителем информатики и черчения МАОУ «Средняя общеобразовательная школа «Комплекс «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков» г. Великого Новгорода Новгородской области. Сегодня Ольга Владимировна с удовольствием предлагает вашему вниманию авторскую педагогическую концепцию преподавания курса черчения в рамках внедрения ФГОС. Данный материал будет интересен учителям черчения, методистам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Владимировны:

«Личность учителя в современном образовании можно определить как личность носителя культуры, ее творца, приемника и созидателя педагогического опыта. В условиях современного общества перед учителем стоит основная задача научить ребенка учиться вследствие того, что человек находится в условиях постоянной потребности в обучении на протяжении всей своей жизни. Исходя из того, что процесс обучения непрерывен, то второй задачей учителя является формирование понимания знаний и развитие умения их применения».

Познавательного чтения…


Педагогическая концепция учителя черчения в рамках внедрения ФГОС

Личность учителя в современном образовании можно определить как личность носителя культуры, ее творца, приемника и созидателя педагогического опыта. В условиях современного общества перед учителем стоит основная задача научить ребенка учиться вследствие того, что человек находится в условиях постоянной потребности в обучении на протяжении всей своей жизни. Исходя из того, что процесс обучения непрерывен, то второй задачей учителя является формирование понимания знаний и развитие умения их применения.

Учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Обучение должно строится на основе личностно-ориентированного подхода с учетом жизненного опыта учащихся, их потребностей и нацелено на формирование творчески мыслящей личности.

Учитель успешен тогда, когда успешны его ученики.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь основных положений концепции индивидуальной системы действий, объединяющей в себе идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я. Гальперина, Б.М.Теплова, В.С.Мерлина и других:

  1. есть стойкие личные качества, существенные для успеха деятельности, но практически невоспитуемые (т.к. они обусловлены типологическими свойствами нервной системы);
  2. существуют разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления деятельности;
  3. имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей;
  4. формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними;
  5. субъективное, будучи отражением объективного, обладает собственной активностью.

Ведущая идея моей педагогической концепции в рамках внедрения ФГОС: субъектное развитие личности ученика в процессе творческой самореализации индивидуально-психологических, интеллектуальных, эмоционально-волевых сил и способностей в освоении общеобразовательных дисциплин.

Эта идея может быть реализована через творческое сотрудничество учителя и ученика. По словам Артура Конан Дойлья «…человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместить в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных».

В современном обществе ребенок находится под постоянным информационным давлением со стороны средств массовой информации. Интернет, телевидение, радио, мультииедийные приложения несут с собой огромный объем информации. Учитель формирует у ученика способность отбирать в этом потоке важное, нужное и полезное, то, что впоследствии станет базой для достижения личных целей ребенка.

Образовательный процесс не стоит на месте. Все чаще используются информационно-коммуникативные технологии и технологии развивающего обучения, что в свою очередь накладывает серьезный отпечаток на формирование тех или иных способностей учащегося, структурирующие приобретенные знания. Предварительный анализ теоретических исследований и образовательной практики показал, что существует ряд противоречий, особенно ярко проявляющийся в условиях подготовки учащихся по черчению:

  1. между быстро формирующимися новыми знаниями общества и отсутствием достаточно четких представлений о современных способах реализации графических представлений;
  2. между требованиями к процессу освоения области черчения и результирующими показателями графической культуры учащихся;
  3. между возрастающими требованиями к подготовке современного выпускника школы и современным состоянием уровня реализации учебной программы.

Эти противоречия напрямую касаются реализации курса черчения в школьной программе. Уменьшение часов прохождения дисциплины с 68 до 34 не могло не отразиться в худшую сторону на степени обученности и сформированности графических компетенций у учащихся. Кроме того, перед учащимся стоит проблема сохранности «учебного багажа», выработанного в ходе изучения черчения в 8 классе, так как эти знания будут в дальнейшем востребованы в ходе обучения техническим специальностям.

Овладение постоянно растущими потоками информации требует организации эффективного его восприятия. Своеобразием реализуемого мной процесса обучения учащихся восьмых классов является формирование навыка не только классического (ручного) представления графической информации, но и развитие информационной культуры построения технической документации средствами системы автоматизированного проектирования (САПР). Для решения данной задачи я использую информационно-коммуникационные технологии и развивающее обучение.

Процесс обучения черчению включает в себя три стадии деятельности, которые отражают мою педагогическую концепцию:

  1. знакомство с основополагающей технической документацией (ГОСТами, Единой Системой Конструкторской Документации, международной системой сертификации и стандартизации (ISO)), формирование навыков «ручного» черчения;
  2. проецирование базовой знаниевой компоненты школьного курса черчения на возможности комплекса программного обеспечения системы автоматизированного проектирования (САПР), развитие графической культуры, что приводит к трансформации качества и уровня сложности выполняемых учащимися графических построений (чертежей);
  3. симбиоз знаний и умений, субъектное развитие личности ученика, повышение его компетентности в вопросах графического представления информации, реализация творческого потенциала.

В ходе обучения учащиеся имеют возможность представлять свои разработки на Всероссийских и международных конкурсах по использованию САПР.

САПР, выступает не как предмет изучения, а как инструмент познания, для представления учащимися своих знаний в предметной области.

Наибольший интерес в образовательном процессе представляют проблемно ориентированные программные комплексы, которые могут использоваться как инструмент формирования графического решения. Только в этом случае создается настоящее инженерное решение проблемы, а не происходит подмена компьютером чертежных инструментов. В качестве такого комплекса мною был выбран KOMПAC 3D, позволяющий создавать как плоские объекты, так и трехмерные.

Результативность использования системы KOMПAC 3D возможна только при наличии у учащихся уверенных базовых знаний и умений по основам технического черчения, а так же при знании и понимании специфики построения графических объектов.

Эффективность концепции можно оценить по следующим параметрам:

  • устойчивый интерес к черчению у учащихся с различными психологическими типами, что является существенным, так как в процессе обучения формируется логическое мышление, усидчивость, выдержанность, самокритичность, творческий подход к реализуемой задаче, анализ действий. (Учащиеся на момент завершения обучения по курсу черчения обладают навыками не только ручного построения чертежей, но и машинного, что в свою очередь открывает перед ними большие перспективы по использованию полученных знаний на уроках технологии, геометрии, экономики.);
  • высокие результаты обученности по сравнению с результатами традиционного обучения черчения;
  • повышается интерес к самостоятельной работе, совершенствуются навыки ее ведения;
  • расширяется кругозор, повышается уровень экспертных знаний;
  • повышается образовательный уровень учащихся и их самооценка;
  • учащимися осваивается используемая в практике промышленных предприятий России система автоматизированного проектирования;
  • высокая степень сформированности информационной культуры.

Автоматизированные технологии, внедряемые в образование, способствуют подъему на качественно новый уровень информационной и графической культуры учащихся. Они позволяют качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, что способствуют раскрытию и развитию индивидуальных способностей учащихся, стремления к самообучению и установлению межпредметных связей. При обучении системам автоматизированного проектирования происходит творческое сотрудничество учителя и ученика. Однако существует ряд факторов, управляемых учителем в процессе обучения и влияющих на успешное конструирование знаний и эффективную работу учащегося. Это:

  • формирование базы знаний, составляющая основу для начала;
  • умение конструировать знания;
  • установка на новые знания, получаемые в процессе исследования;
  • контроль за правильной интерпретацией знаний;
  • управление самостоятельной работы над проектом.

«Человек образованный – тот, кто знает где найти то, чего не знает», говорил Георг Зиммель.

Построенный таким образом учебный процесс является личностно ориентированным и полностью реализует основную идею ФГОС.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2623 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2518 608