Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
18 минут 6809 1230

Методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников

Kurakina fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Куракину Татьяну Викторовну, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 142» г. Оренбурга Оренбургской области. Сегодня Татьяна Викторовна с радостью предлагает вашему вниманию методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников. Статья адресована воспитателям и методистам детских садов.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:

«Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Именно полоролевое воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном походе к будущему».

Профессионального чтения…        


Методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников

Посмотреть приложение к статье

АКТУАЛЬНОЙ задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Именно полоролевое воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном походе к будущему.                                                                                          

Содержание полоролевого воспитания направленно на удовлетворение потребности ребёнка в познании себя как представителя определённого пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом.                                                                                                                                                

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:                                                                                                            

*принцип дифференциации, предусматривающий отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;                                                                                            

*принцип целостности в воспитании полоролевого поведения, означающий целосность воспитательных влияний;                                                                                        

* принцип непрерывности (преемственности): полоролевое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа;                                                                                  

* принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на мир образцов (культуру) общества, традиции народа;                                                                    

* принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания полоролевой культуры в разных разделах воспитания;                                                                                                                                        

* полоролевой толерантности;                                                                                                      

* единства внешней и внутренней подсистем полоролевого воспитания: внешней (педагоги, психологи и семейной-родители) и внутренней (детского сообщества);                                                                                                                                      

* самореализации личности мальчика ( девочки)-признание разносторонности, многогранности ролевых качеств.                                                              

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:                                                                 

 - этические беседы;                                                                                                                            

-проблемные и жизненно значимые ситуации;                                                                                            

-игры-состязания;                                                                                                                                    

- символические игры;                                                                                                                            

- дидактические игры;                                                                                                                            

- сюжетно-ролевые игры;                                                                                                                      

- подвижные игры;                                                                                                                    

- моделирование ситуаций;                                                                                                                      

- имитационные игры;                                                                                                                            

- коммуникативные методы;                                                                                                                    

- состязательные игры;                                                                                                                           

 - диалогово - игровые методы;                                                                                                                

- русские народные игры.                                                                                                                    

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ изучения уровня полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста: беседа «Мужской и женский мир», тест «Профессия», методики «Социально-генеалогическая цепочка», «Рисунок женщины (мужчины)», «Что в образе тебе моём?», методика «Определение Я-концепции», метод беседы «О народных традициях», апперцептивный детский тест Беллака - «Беллак, наблюдение».                                        

МЕТОД БЕСЕДЫ «Мужской и женский мир»                                                                                      

ЦЕЛЬ: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей старшего дошкольного возраста. Беседа проводится в трёх аспектах:                          

1. «Я-мужчина», «Я-женщина» -отличительная сущность мужского и женского пола.                                                                                                                                                         

2. «Папа-мужчина», «Мама-женщина» - полоролевое поведение мужчины и женщины в семье.                                                                                                                         

3. «Мужчины-женщины» -полоролевое поведение мужчины и женщины в обществе.                                                                                                                                                

Соответственно, беседа включает три блока вопросов:                                                                

1-й блок:                                                                                                                                                                 

 * Кто ты есть? Кем будешь, когда вырастешь?                                                                                    

* Чем отличаешься от Даши (Димы)?                                                                                                        

* Как ты узнал(а), что ты мальчик (девочка)?                                                                                                  

* Что как мальчик (девочка), ты делаешь в семье?                                                                          

2-й блок:                                                                                                                                                      

* Мама – кто у тебя? А папа?                                                                                                                            

* Как в семье узнают, что мама – это женщина, а папа – мужчина?                                    

* С кем ты больше дружишь: с мамой или папой? Почему?                                                          

*Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким(ой) папой (мамой) ты хочешь стать?                                                                                                                          

3 –й блок:                                                                                                                                                            

* Кто такие мужчины и кто такие женщины?                                                                                          

* Почему в мире существуют мужчины и женщины?                                                                        

* Кем работают мужчины и кем работают женщины?                                                                    

Беседа проводится индивидуально с каждым ребёнком и, как правило, в два этапа, чтобы не вызывать у детей утомления. Ответы детей оцениваются по следующим критериям: 2 балла – точные, аргументированные ответы, содержащие знания особенностей поведения, интересов и образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин, ориентацию на представителей своего пола, представления о стереотипах мужественности и женственности, о внутрисемейных отношениях ( с точки зрения принадлежности к полу родителей), сведения о социальном статусе мужчины и женщины в обществе; 1 балл – ответы характеризуются неточностью, неопределённостью, недифференцированностью; 0 баллов – если ребёнок не отвечает на вопросы.                                                                                                                      

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ «ПРОФЕССИЯ»                                                                                                    

ЦЕЛЬ: выявить и проанализировать особенности понимания и отношения детей к мужским и женским профессиям. Детям предлагают карточки с изображением людей различных профессий (доктор, парикмахер, повар, полицейский, учитель, водолаз, лётчик, продавец и т. д.) Данные профессии нужно отнести к мужским или женским, объяснить свой выбор; назвать общие для мужчин и женщин профессии.                                                                                  

Ответы детей оцениваются по следующим критериям: 5 баллов – каждый точный, аргументированный ответ, содержащий знания о профессиях, об особенностях их названий, о важности профессии в жизни человека, о специфике мужских и женских профессий, о стирании жестких границ между ними, о желании избрать ту или иную профессию; 3 балла- ответ характеризуется неточностью, неопределённостью, но ясным желанием овладеть профессией в будущем; 0 баллов – если ребёнок не отвечает на вопрос.                                                                                                                                                    

Содержание этических бесед с мальчиками строится вокруг следующих тем:                                            

ТЕМА 1 «Мальчики- будущие мужчины»:                                                                                              

* каким должен быть мальчик?                                                                                                      

* чем мальчик отличается от девочки?                                                                                                  

* что должен уметь мальчик (мужчина)?                                                                                      

* что ты ценишь в себе как в мальчике?                                                                                                

* что думают о твоих мужских качествах другие (мальчики и девочки)?                                            

* ты когда-нибудь хотел быть девочкой?                                                                                                      

* каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?                                                      

ТЕМА 2 «Мальчики-маленькие рыцари»:                                                                                                

* как нужно относится к мамам, мальчикам, девочкам?                                                        

*какую помощь ты можешь оказать им?                                                                                                  

*что значит быть «рыцарем»?                                                                                                                  

*что ценят в « рыцарях» «маленькие принцессы»?                                                                                  

*как сделать девочке приятное?                                                                                                            

*как должен выглядеть и вести себя мальчик, чтобы понравится девочке?                    

*какой тебе представляется настоящая маленькая «принцесса»?                                        

*нравишься ли ты девочкам? Как узнать об этом?                                                                    

ТЕМА 3 «Мальчики-защитники слабых (девочек, женщин, стариков)                                              

*почему нужно защищать слабых?            

*что нужно делать, чтобы стать сильным?

*можно ли доказать правоту не «кулаками»?

*как ты думаешь, трудно быть храбрым?

*бывало ли тебе когда-нибудь страшно?

*как бороться со страхом?

*каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов, стихотворений?                              

*случалось ли тебе чувствовать себя защитником?                                                                                            

ТЕМА 4 «Мальчики - юные мастера»:                                                                                                    

*кого называют мастером?                                                                                                                          

*что умеют делать твои папа, дедушка, бра? В чём ты им помогаешь?                                          

*какие «мужские» умения ты считаешь самыми ценными для мужчины?                              

*что такое молоток, гвозди, топор, отвёртка?                                                                                    

*какую вещь в доме ты сделал своими руками?                                                                                                 

 *чему бы ты хотел научиться?                                                                                                                

*как стать настоящим мастером?                                                                                                   

ТЕМА 4 «Мальчики - будущие отцы»:                                                                                                  

*хочешь ли ты быть папой, когда вырастешь? Почему?                                                                              

*чем ты похож на своего папу?                                                                                                                

*что ты больше всего любишь и ценишь в своих родителях?                                                                                                    

*за что тебя любят твои мама и папа?                                                                                                  

*как папа должен относиться к маме, к другим женщинам?                                                                                                                

*каким должен быть папа, чтобы его любили дети?                                                                        

*каким папой будешь ты?                                                                                                    

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕД С ДЕВОЧКАМИ СТРОИТСЯ ВОКРУГ СЛЕДУЮЩИХ ТЕМ:                                                                        

ТЕМА 1 «Девочки - будущие женщины»:                                                                                                        

*какой должна быть девочка?                                                                                                          

*чем девочка отличается от мальчика?                                                                                                    

*какие девочки (женщины) тебе нравятся?                                                                                                      

*что ты ценишь в себе, как в девочке?                                                                                                          

*ты когда-нибудь жалела о том, что ты девочка?                                                                                                              

*что бы ты хотела в себе изменить?                                                                                                              

*на какую девочку ты хочешь быть похожей?                                                                                          

ЕМА 2 «Девочки-маленькие охранительницы и утешительницы»                                              

*почему девочек называют маленькими утешительницами?                                                                

*как девочка может утешить маму, папу, друга, если они расстроены?                                                            

*что значит охранять покой в доме?                                                                                                    

*можешь ли ты назвать себя «утешительницей и охранительницей»?                                                    

*удавалось ли тебе кого-нибудь утешить? Что ты чувствовала?                                              

*приятно ли, когда тебя жалеют?                                                                                                            

*каким станет дом, если в нём будут жить охранительницы и утешительницы?                                                                      

ТЕМА 3 «Девочки-маленькие принцессы»:                                                                                                                        

*можно ли сравнить маленькую девочку с цветочком? Чем они похожи?                                  

*почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?                                                                        

*как девочка должна себя вести, чтобы понравиться мальчику?                                                  

*нравятся ли тебе капризные девочки?                                                                                                

*похожа ли ты на маленькую принцессу?                                                                                                                      

*назови три самых лучших слова о себе, которые обозначают твою ценность?                

*какого «рыцаря» ты хотела бы видеть рядом с собой?                                                          

ТЕМА 4 «Девочки-маленькие хозяюшки»:                                                                                                              

*что как девочка ты делаешь в семье?                                                                                          

*почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу, вышивать, наводить порядок в доме и т. д .?                                                                                      

*что значит заботиться о ком-либо?                                                                                                              

*что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького брата или сестры, бабушки или дедушки?                                                                                               

какую помощь девочка может оказать мальчику?                                                                              

*о каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли тебе они?                                                                                                         *считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?                                                                                                                

*как научиться быть «хозяюшкой»?                                                                                                                

ТЕМА 5 «Девочки - будущие мамы»:                                                                                                      

*хочешь ли ты быть мамой, когда вырастешь? И какой мамой ты хочешь стать?                                                                                                                                                                

*чем ты похожа и не похожа на свою маму?                                                                                          

*чему бы ты хотела научиться у своей мамы? Как это сделать?                                                      

*нужно ли маме и папе беречь друг друга?                                                                                        

*что должны делать мама и папа, чтобы не было ссор в семье?                                          

*когда у тебя будут дети, как ты будешь к ним относиться?                                                        

ТЕМАТИКА СОВМЕСТНЫХ БЕСЕД С МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ

ТЕМА 1 «Мальчик и девочка - разные и похожие»                                                                                          

*чем похожи и чем отличаются мальчик и девочка?                                                                        

*что любят и что не любят мальчики (девочки)?                                                                              

*что ценного есть в мальчиках (девочках)?                                                                                      

*как мальчики могут узнать что-нибудь о девочках?                                                                        

*как девочки могут узнать что-нибудь о мальчиках?                                                                                                  

*почему мальчики и девочки должны жить дружно?                                                                                                                                

*что должны уметь мальчики и девочки, чтобы вырасти настоящими мужчинами и женщинами?

ТЕМА 2 «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»                                                

*почему люди должны заботиться друг о друге?                                                                                      

*кто тебя утешает, когда ты расстроен(а)?                                                                                              

*кто приходит на помощь, если тебе трудно?                                                                                        

*приходилось ли тебе защищать и утешать кого-либо?                                                                  

*как ты узнаешь, что кому-либо плохо?

ТЕМА 3 «Внешние формы поведения мальчика и девочки»

 *почему мальчики и девочки должны себя хорошо вести?                                                            

*как девочкам и мальчикам нужно обращаться друг к другу?                                                                                                                                

*почему мальчики должны пропускать вперёд девочек, уступать им место? Как девочки могут выразить им за это свою благодарность?                                                        

*можешь ли ты сказать о себе, что ты - культурный человек?                                                                                            

*что бы ты хотел в себе изменить и чему бы ты хотел научиться?                                                

*какие вежливые слова ты знаешь?

ТЕМА 4 «Мальчики и девочки в совместной деятельности»

*какую работу можно назвать «мужской» (женской)?                                                                                                                    

 *почему мальчики должны выполнять более тяжёлую работу?                                                

*какую помощь девочка может оказать мальчику?                                                                                          

*что тебя может обрадовать или огорчить во время работы?                                                                           

*как мальчик и девочка должны вести себя во время работы, чтобы не обидеть того, с кем трудишься?                                                                                                     *какие слова говорят во время работы вежливые люди?

ТЕМА 5 «Мальчик и девочка - будущая семья»

*что в семье делают мама и папа?                                                                                                            

*нужно ли папе имаме помогать друг другу?                                                                                    

*должны ли папа и мама беречь друг друга?                                                                                                             

 *хорошо ли, когда люди ссорятся? Как не допустить ссоры?                                                                                                                    

*что мама и папа могут сделать для своих детей?                                                                                                        

*хочешь ли ты, став взрослым, иметь большую семью?                                                                                            

*сможешь ли ты, став мамой (папой), сохранять мир в семье?                                                  

*что ты будешь для этого делать?

СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

БЛОК 1 «Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»

Цель: закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.

БЛОК 2 «мужчина и женщина в семье и обществе»

Цель: уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья-дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.

БЛОК 3 «Я сегодня и в будущем»

Цель: расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 1966 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6524 677