Дорогие друзья, мы рады представить вам Куракину Татьяну Викторовну, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 142» г. Оренбурга Оренбургской области. Сегодня Татьяна Викторовна с радостью предлагает вашему вниманию методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников. Статья адресована воспитателям и методистам детских садов.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:
«Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Именно полоролевое воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном походе к будущему».
Профессионального чтения…
Методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Посмотреть приложение к статье
АКТУАЛЬНОЙ задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Именно полоролевое воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном походе к будущему.
Содержание полоролевого воспитания направленно на удовлетворение потребности ребёнка в познании себя как представителя определённого пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ построения процесса полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:
*принцип дифференциации, предусматривающий отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;
*принцип целостности в воспитании полоролевого поведения, означающий целосность воспитательных влияний;
* принцип непрерывности (преемственности): полоролевое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа;
* принцип культуросообразности, предполагающий ориентацию на мир образцов (культуру) общества, традиции народа;
* принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания полоролевой культуры в разных разделах воспитания;
* полоролевой толерантности;
* единства внешней и внутренней подсистем полоролевого воспитания: внешней (педагоги, психологи и семейной-родители) и внутренней (детского сообщества);
* самореализации личности мальчика ( девочки)-признание разносторонности, многогранности ролевых качеств.
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- этические беседы;
-проблемные и жизненно значимые ситуации;
-игры-состязания;
- символические игры;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- моделирование ситуаций;
- имитационные игры;
- коммуникативные методы;
- состязательные игры;
- диалогово - игровые методы;
- русские народные игры.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ изучения уровня полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста: беседа «Мужской и женский мир», тест «Профессия», методики «Социально-генеалогическая цепочка», «Рисунок женщины (мужчины)», «Что в образе тебе моём?», методика «Определение Я-концепции», метод беседы «О народных традициях», апперцептивный детский тест Беллака - «Беллак, наблюдение».
МЕТОД БЕСЕДЫ «Мужской и женский мир»
ЦЕЛЬ: определение особенностей полоролевых ориентаций и ценностей детей старшего дошкольного возраста. Беседа проводится в трёх аспектах:
1. «Я-мужчина», «Я-женщина» -отличительная сущность мужского и женского пола.
2. «Папа-мужчина», «Мама-женщина» - полоролевое поведение мужчины и женщины в семье.
3. «Мужчины-женщины» -полоролевое поведение мужчины и женщины в обществе.
Соответственно, беседа включает три блока вопросов:
1-й блок:
* Кто ты есть? Кем будешь, когда вырастешь?
* Чем отличаешься от Даши (Димы)?
* Как ты узнал(а), что ты мальчик (девочка)?
* Что как мальчик (девочка), ты делаешь в семье?
2-й блок:
* Мама – кто у тебя? А папа?
* Как в семье узнают, что мама – это женщина, а папа – мужчина?
* С кем ты больше дружишь: с мамой или папой? Почему?
*Хочешь ли ты быть папой (мамой), когда вырастешь и каким(ой) папой (мамой) ты хочешь стать?
3 –й блок:
* Кто такие мужчины и кто такие женщины?
* Почему в мире существуют мужчины и женщины?
* Кем работают мужчины и кем работают женщины?
Беседа проводится индивидуально с каждым ребёнком и, как правило, в два этапа, чтобы не вызывать у детей утомления. Ответы детей оцениваются по следующим критериям: 2 балла – точные, аргументированные ответы, содержащие знания особенностей поведения, интересов и образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин, ориентацию на представителей своего пола, представления о стереотипах мужественности и женственности, о внутрисемейных отношениях ( с точки зрения принадлежности к полу родителей), сведения о социальном статусе мужчины и женщины в обществе; 1 балл – ответы характеризуются неточностью, неопределённостью, недифференцированностью; 0 баллов – если ребёнок не отвечает на вопросы.
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ «ПРОФЕССИЯ»
ЦЕЛЬ: выявить и проанализировать особенности понимания и отношения детей к мужским и женским профессиям. Детям предлагают карточки с изображением людей различных профессий (доктор, парикмахер, повар, полицейский, учитель, водолаз, лётчик, продавец и т. д.) Данные профессии нужно отнести к мужским или женским, объяснить свой выбор; назвать общие для мужчин и женщин профессии.
Ответы детей оцениваются по следующим критериям: 5 баллов – каждый точный, аргументированный ответ, содержащий знания о профессиях, об особенностях их названий, о важности профессии в жизни человека, о специфике мужских и женских профессий, о стирании жестких границ между ними, о желании избрать ту или иную профессию; 3 балла- ответ характеризуется неточностью, неопределённостью, но ясным желанием овладеть профессией в будущем; 0 баллов – если ребёнок не отвечает на вопрос.
Содержание этических бесед с мальчиками строится вокруг следующих тем:
ТЕМА 1 «Мальчики- будущие мужчины»:
* каким должен быть мальчик?
* чем мальчик отличается от девочки?
* что должен уметь мальчик (мужчина)?
* что ты ценишь в себе как в мальчике?
* что думают о твоих мужских качествах другие (мальчики и девочки)?
* ты когда-нибудь хотел быть девочкой?
* каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?
ТЕМА 2 «Мальчики-маленькие рыцари»:
* как нужно относится к мамам, мальчикам, девочкам?
*какую помощь ты можешь оказать им?
*что значит быть «рыцарем»?
*что ценят в « рыцарях» «маленькие принцессы»?
*как сделать девочке приятное?
*как должен выглядеть и вести себя мальчик, чтобы понравится девочке?
*какой тебе представляется настоящая маленькая «принцесса»?
*нравишься ли ты девочкам? Как узнать об этом?
ТЕМА 3 «Мальчики-защитники слабых (девочек, женщин, стариков)
*почему нужно защищать слабых?
*что нужно делать, чтобы стать сильным?
*можно ли доказать правоту не «кулаками»?
*как ты думаешь, трудно быть храбрым?
*бывало ли тебе когда-нибудь страшно?
*как бороться со страхом?
*каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов, стихотворений?
*случалось ли тебе чувствовать себя защитником?
ТЕМА 4 «Мальчики - юные мастера»:
*кого называют мастером?
*что умеют делать твои папа, дедушка, бра? В чём ты им помогаешь?
*какие «мужские» умения ты считаешь самыми ценными для мужчины?
*что такое молоток, гвозди, топор, отвёртка?
*какую вещь в доме ты сделал своими руками?
*чему бы ты хотел научиться?
*как стать настоящим мастером?
ТЕМА 4 «Мальчики - будущие отцы»:
*хочешь ли ты быть папой, когда вырастешь? Почему?
*чем ты похож на своего папу?
*что ты больше всего любишь и ценишь в своих родителях?
*за что тебя любят твои мама и папа?
*как папа должен относиться к маме, к другим женщинам?
*каким должен быть папа, чтобы его любили дети?
*каким папой будешь ты?
СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕД С ДЕВОЧКАМИ СТРОИТСЯ ВОКРУГ СЛЕДУЮЩИХ ТЕМ:
ТЕМА 1 «Девочки - будущие женщины»:
*какой должна быть девочка?
*чем девочка отличается от мальчика?
*какие девочки (женщины) тебе нравятся?
*что ты ценишь в себе, как в девочке?
*ты когда-нибудь жалела о том, что ты девочка?
*что бы ты хотела в себе изменить?
*на какую девочку ты хочешь быть похожей?
ЕМА 2 «Девочки-маленькие охранительницы и утешительницы»
*почему девочек называют маленькими утешительницами?
*как девочка может утешить маму, папу, друга, если они расстроены?
*что значит охранять покой в доме?
*можешь ли ты назвать себя «утешительницей и охранительницей»?
*удавалось ли тебе кого-нибудь утешить? Что ты чувствовала?
*приятно ли, когда тебя жалеют?
*каким станет дом, если в нём будут жить охранительницы и утешительницы?
ТЕМА 3 «Девочки-маленькие принцессы»:
*можно ли сравнить маленькую девочку с цветочком? Чем они похожи?
*почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?
*как девочка должна себя вести, чтобы понравиться мальчику?
*нравятся ли тебе капризные девочки?
*похожа ли ты на маленькую принцессу?
*назови три самых лучших слова о себе, которые обозначают твою ценность?
*какого «рыцаря» ты хотела бы видеть рядом с собой?
ТЕМА 4 «Девочки-маленькие хозяюшки»:
*что как девочка ты делаешь в семье?
*почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу, вышивать, наводить порядок в доме и т. д .?
*что значит заботиться о ком-либо?
*что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького брата или сестры, бабушки или дедушки?
какую помощь девочка может оказать мальчику?
*о каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли тебе они? *считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?
*как научиться быть «хозяюшкой»?
ТЕМА 5 «Девочки - будущие мамы»:
*хочешь ли ты быть мамой, когда вырастешь? И какой мамой ты хочешь стать?
*чем ты похожа и не похожа на свою маму?
*чему бы ты хотела научиться у своей мамы? Как это сделать?
*нужно ли маме и папе беречь друг друга?
*что должны делать мама и папа, чтобы не было ссор в семье?
*когда у тебя будут дети, как ты будешь к ним относиться?
ТЕМАТИКА СОВМЕСТНЫХ БЕСЕД С МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ
ТЕМА 1 «Мальчик и девочка - разные и похожие»
*чем похожи и чем отличаются мальчик и девочка?
*что любят и что не любят мальчики (девочки)?
*что ценного есть в мальчиках (девочках)?
*как мальчики могут узнать что-нибудь о девочках?
*как девочки могут узнать что-нибудь о мальчиках?
*почему мальчики и девочки должны жить дружно?
*что должны уметь мальчики и девочки, чтобы вырасти настоящими мужчинами и женщинами?
ТЕМА 2 «Защита и сострадание – качества мужчины и женщины»
*почему люди должны заботиться друг о друге?
*кто тебя утешает, когда ты расстроен(а)?
*кто приходит на помощь, если тебе трудно?
*приходилось ли тебе защищать и утешать кого-либо?
*как ты узнаешь, что кому-либо плохо?
ТЕМА 3 «Внешние формы поведения мальчика и девочки»
*почему мальчики и девочки должны себя хорошо вести?
*как девочкам и мальчикам нужно обращаться друг к другу?
*почему мальчики должны пропускать вперёд девочек, уступать им место? Как девочки могут выразить им за это свою благодарность?
*можешь ли ты сказать о себе, что ты - культурный человек?
*что бы ты хотел в себе изменить и чему бы ты хотел научиться?
*какие вежливые слова ты знаешь?
ТЕМА 4 «Мальчики и девочки в совместной деятельности»
*какую работу можно назвать «мужской» (женской)?
*почему мальчики должны выполнять более тяжёлую работу?
*какую помощь девочка может оказать мальчику?
*что тебя может обрадовать или огорчить во время работы?
*как мальчик и девочка должны вести себя во время работы, чтобы не обидеть того, с кем трудишься? *какие слова говорят во время работы вежливые люди?
ТЕМА 5 «Мальчик и девочка - будущая семья»
*что в семье делают мама и папа?
*нужно ли папе имаме помогать друг другу?
*должны ли папа и мама беречь друг друга?
*хорошо ли, когда люди ссорятся? Как не допустить ссоры?
*что мама и папа могут сделать для своих детей?
*хочешь ли ты, став взрослым, иметь большую семью?
*сможешь ли ты, став мамой (папой), сохранять мир в семье?
*что ты будешь для этого делать?
СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
БЛОК 1 «Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»
Цель: закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.
БЛОК 2 «мужчина и женщина в семье и обществе»
Цель: уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья-дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.
БЛОК 3 «Я сегодня и в будущем»
Цель: расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.