Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Погребной Ольгой Николаевной, воспитателем МБДОУ «ДСОВ № 39» г. Братска Иркутской области. Сегодня Ольга Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:
«Художественный труд оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка, развитие психических процессов. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного и бросового материала способствует развитию у детей внимания, формирует его произвольность. Поделки из различного материала удовлетворяют любознательность и любопытство детей. В таком труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность достижения более совершенных результатов».
Познавательного чтения…
Социумом для ребенка является семья и детский сад, которые оказывают влияние на формирование гармоничной личности. В семье и в детском коллективе ребенок впервые познает себя и мир, который его окружает, формируется положительное отношение к трудовой деятельности.
Художественный труд – это прежде всего, преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства, приобщающиеся к вечным общечеловеческимценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, каксамостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.
Большое влияние художественный труд оказывает на умственное развитие ребенка, развитие психических процессов. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного и бросового материала способствует развитию у детей внимания, формирует его произвольность. Поделки из различного материала удовлетворяют любознательность и любопытство детей. В таком труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность достижения более совершенных результатов.
Результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и макеты, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт позволяющий человеку быть успешным в любой деятельности не зависимо от того какую, профессию он выберет в дальнейшем.
Это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты (ножницы, степлер, игла и т.д.). Исследует свойства различных материалов: бумагу, ткань, поролон, листья, фольгу, перья и т.д., преобразует их в конкретный продукт.
Ручной труд может быть органично объединен сзанятиямипо ознакомлению детей сизобразительнымискусством, математикой, развитием речи, а также сигровой, театрализованной и другими видами деятельности. В основном художественный труд реализуется через организацию совместной деятельности, так как в ней дети и взрослые с равными инициативами по решению какой-либо проблемы; познавательной задачи.
Труд содержит в себе возможность решения широкого кругавоспитательных, развивающих и дидактических задач. В то же время, несмотря на важностьинтегративногоподхода, данное направление в научных исследованиях представлено не в полной мере.
Обучая детей, воспитатель должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к разным видам изодеятельности, а значит, и способствовать развитию художественных способностей у детей. И.А.Ветлугина пишет: "Прекрасное доходит до ребёнка отнюдь не одним лишь путём созерцания. Значительно интенсивнее проходит процесс его освоения в условиях активных действий ребёнка - посильных, понятных, привлекательных. У ребёнка возникает желание действовать радостно, творчески".
Основные формы внедрения результатов проекта в практику работы:
• Теоретические - предполагают рассказ о значении ручного труда, его влиянии на развитие умственных способностей ребенка, об использовании упражнений по художественному конструированию в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
• Практические - обеспечивают обучение новым упражнениям, совершенствование умений изготавливать новые поделки из природного и бросового материала
• Самостоятельные - предусматривают самостоятельное выполнение заданий, проявление индивидуальности, реализацию своих возможностей и способностей.
• Индивидуальные - направлены на совершенствование умственных способностей детей, которые имеют слабую подготовку или, наоборот,
Представленная система развития творчества в продуктивной деятельности старшего дошкольника посредством художественного труда отражена в содержании программы кружка «Мастерская Самоделкина». Данная программа реализуется в ДОУ как бесплатная дополнительная услуга по художественному труду для детей старшего дошкольного возраста, где решаются вопросы развития творческих способностей дошкольников, включает в себя художественно-творческие задания, дидактические материалы для организации совместной деятельности на развитие творческих способностей, посредством художественного труда, оснащение педагогического процесса соответствующими материалами и оборудованием.
Цель моей работы: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда.
Задачи:
1. Применить в работе с дошкольниками наиболее современные формы, методы и приемы работы для развития творческих способностей детей.
2. Раскрыть способности детей средствами ручного труда и художественного конструирования.
3. Привлечь родителей и педагогов для развития творческой деятельности детей.
4. Развивать и реализовывать современные формы, методы и приемы работы
5. Воспитание аккуратности, самостоятельности.
В процессе образовательной деятельности с детьми раскрываются организационные и содержательные подходы к организационной работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из нетрадиционных художественных материалов.
Приодный материал - это кладовая для развития детского творчества. Формирование любви и интереса к труду - одна из основных задач воспитания детей. В различных видах детского труда содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора профессии в дальнейшем.
Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской, и чтобы они стали хозяевами, мы задумались над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской-забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе кладезь для фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно оживить, дать вторую жизнь.
В группе оборудована творческая мастерская, где расположены разнообразный материал для творчества. Бросовый материал - пробки, пенопласт, проволока, крышка, киндер сюрпризы, фломастеры, мишура, пластмассовые бутылки, ткань, бумага разного качества.
Собран природный материал - веточки, листья, шишки, орехи, скорлупа, перья, вата, засушенные цвет. Помимо этого для мотивации детей к проявлению творчества, фантазии, воображения ребятам были предложены альбомы с образцами игрушек и поделок. Весь материал и инструменты расположены в доступном для детей месте.
Создание в ДОУ среды для художественного творчества формирует у дошкольников творческие способности и вызывает положительные эмоции от проделанной работы. В начале совместной деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе, для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультурные минутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физкультурные минутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков и создание альбомов с работами детей
В процессе творческой деятельности изготовлены поделки из поролона (вырезывание из тонкого поролона фигур, раскрашивание в определённый цвет и оклеивание их поетками, «Ёлочки», фигуры для оформления уголка в приёмной «Снеговик, лиса, ель, олень, облака, солнышко, цветы, трава, насекомые»)
Из цветного картона сделаны открытки с изображением птиц и деревьев украшенные крошкой из пенопласта, наклеенного на клей «Птицы на кормушке», «Деревья зимой».
Изготовление птицы из лоскутков ткани и листа бумаги скомканного в шар и перевязанного в местах отделения крыльев, хвоста, головы и клюва - поделка «Птица счастья».
Из листов цветных журналов нарезанных на полоски с заострением с одной стороны, закрутили в плотную трубочку и зафиксировали клеем, подсохшие трубочки - бусины нанизывали на нитку, получились замечательные бусы.
С помощью полосок шириной 3 см. из цветной бумаги и пластиковых глазок сделали замечательных ласточек и посадили их в гнездо, изготовленное из веточек, ниток и перьев – поделка «Гнездо ласточек».
При работе с природным материалом: пластилин, дощечки, семена, ракушки, изготовили панно - поделка «Рыбки в аквариуме».
Из листьев собранного гербария создали альбом «Осенние «чудо - листья»» с аппликациями из листьев: поделки - «Слон», «Змейка», «Девочка», «Бабочка», «Мышка», «Белка» и т.д.
Вместе с детьми изготовили очень красивые открытки техникой квиллинг (скручивание тонких полосок в кружочки и овалы, некоторые прищипывая с одной стороны образуя листик и формируя из этих деталей различные фигуры, наклеивая их на картонную заготовку.) - открытки « Подарок для папы», «Птицы на ветке».
Также в ходе работы с детьми было проведено много экскурсий и целевых прогулок, во время которых обращалось внимание детей на то, как можно использовать тот или иной материал в работе – в зимний парк, выставку в ДОД ДДЮТ: «Новогодние поделки из природного материала».
В группе коллективно выясняли, где его можно применить. Интересные и необычные находки рассматривали особенно внимательно, выясняли, на что это похоже? Также для развития воображения детей проводились игры «Дорисуй фигуру», «Несуществующее животное», «Что художник забыл дорисовать?».
Активными участниками педагогического процесса в группе являются родители. На информационном стенде для родителей была выставлена консультация:
· «Бумага + творчество = оригами»;
· «Что необходимо для изготовления поделок? ».
Проведено анкетирование:
· «Каким художественным трудом любит заниматься ребёнок дома?»
Принимали участие совместно с родителями и детьми в городском конкурсе на лучшее изготовление поделок на тему - «Рождественская сказка».
Для детей старшего возраста характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы ручного труда.
В конце учебного года дети старшего возраста могут:
- владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, ткани и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
- выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезать бумагу по нанесенным меткам;
- работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
- вдевать нитку, тесьму в иголку;
- изготовлять поделки из природного материала;
- использовать пооперационные карты.
- переводить рисунок на бумагу, картон;
- участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);
- использовать пооперационные карты;
- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет,
- использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
- реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала; бережное обращение с инструментами; поддержание порядка на рабочем месте.
Таким образом, реализация программы кружка художественного труда «Мастерская Самоделкина», способствовала развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, при решении какой-либо проблемы дети не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, формируют связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Мои воспитанники охотно откликаются на предложение подготовить подарки и сюрпризы к праздникам, помочь в оформлении групповой комнаты и зала, участвуют в всероссийских, региональных, городских выставках, конкурсах.
-участие в городском конкурсе «Рождественская открытка» Грамота 2012г.
-участие в городском конкурсе «Новогодняя игрушка» Благодарственное письмо за 2 место.2013г.
-участие в городском экологическом конкурсе «Кормушка» Сертификат 2013г.
-участие во второй городской практической конференции «Юные творцы» Грамота 2013г
-участие в городском конкурсе фотоколлаж «Делу время, а потехе час» Диплом 2012г.
-участие в региональном конкурсе «Сохрани лес живым». Удостоверение 2013г.
-участие в городском конкурсе «Экология глазами детей» Грамота 2012г.
- участие в всероссийском конкурсе «Полёт над радугой» Диплом 2 степени 2013г.
-участие в городском конкурсе декоративно-прикладного творчества «Братск: вчера, сегодня, завтра». Благодарность 2012г.
-участие в городском конкурсе «Салют Победы» Диплом 2013г.
-участие в городском конкурсе «Мы за тех, кого приручили» Грамота 2013г.
Список литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Подделки из природных материалов. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 256 с.
2. Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекали для вашего малыша своими руками / Синтия Браун; художник- оформ. А. Киричек. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.
3. Румянцева Е. А. Делаем игрушки сами. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192 с.
4.Маханёва М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2012.- 64с. (Модули Программы ДОУ).
5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (образовательная область « Художественное творчество»): учебно – методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2011. – 208 с., переизд. дораб. и доп.
6.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990.-158 с.