Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

К вопросу об организации психолого-педагогического консультирования в дошкольном образовательном учреждении
9 минут 3737 1149

К вопросу об организации психолого-педагогического консультирования в дошкольном образовательном учреждении

Sachuk fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с  Сачук Наталией Федоровной, педагогом-психологом МБДОУ «ДСОВ № 39» г. Братска Иркутской области. Сегодня Наталия Федоровна с удовольствием делится с нами полезным материалом об организации психолого-педагогического консультирования в дошкольном образовательном учреждении. Статья будет интересна как педагогам, так и родителям.

Краткий комментарий к статье от Наталии Федоровны:

«В свете последних изменений в сфере образования дошкольные учреждения стремятся усовершенствовать образовательный процесс, что способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье; через развитие психолого-педагогической компетентности повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия».

Полезного чтения…


К вопросу об организации психолого-педагогического консультирования в дошкольном образовательном учреждении

Человек как социальное существо на протяжении всей своей жизни постоянно вступает в отношения с другими людьми. Область таких отношений представляет собой соединение и взаимопроникновение психологического и этического, нравственного и душевного. Общеизвестно, что нравственная ценность человека как неотъемлемая часть личности формируется и проявляется в отношениях к другим людям.

Стремительное развитие межличностных отношений происходит в дошкольном возрасте. Процесс удовлетворения потребностей ребенка в самоутверждении, признании сверстниками и взрослыми происходит в условиях активных и достаточно широких межличностных взаимодействий. Личностному развитию дошкольника способствуют различные социальные институты, такие как семья, детский сад, средства массовой информации, а также непосредственное общение его с окружающими людьми. Общение с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности помогает ребенку познавать окружающую действительность, овладевать системой норм и ценностей.

Первым социальным и главным на протяжении всей жизни человека институтом является семья, которая способствует формированию родственных отношений, черт характера, психических свойств личности. Учёными доказано неоспоримое влияние семьи и устоявшихся в ней традиций на развитие личности ребёнка в процессе формирование взаимоотношений с другими людьми. Созданный в семье климат взаимоотношений, домашний быт, формирует определенные чувства, формы поведения, действия.

В современных условиях воспитательный потенциал российской семьи претерпевает изменения под воздействием внешних факторов. К сожалению, далеко не всегда эти изменения позитивны. Мы можем заметить целый ряд неблагоприятных воздействий, которые отрицательно влияют на воспитательный потенциал российской семьи, среди которых: потеря нравственных ценностей и ориентиров, двойственность социально-экономического развития, катастрофические масштабы социального расслоения, слабо контролируемые миграционные процессы и постоянно возникающие межэтнические конфликты. Разрушению подвергаются главные базовые семейные ценности: взаимоотношения между поколениями, взаимопонимание, этические нормы, любовь, терпение, верность, жертвенность, уважение, сострадание, забота, искренность, доверие и т.д. Семья как социальный институт переживает трудности, связанные со снижением социального статуса, ухудшением материального положения и другими проблемами в различных сферах жизнедеятельности. Негативное воздействие семейных проблем, особенно остро проявляется в воспитании детей дошкольного возраста. Увеличение числа неполных и конфликтных семей, стремительный ритм современной жизни, и как следствие занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно изменяют характер детско-родительских отношений. Это проявляется в формальном выполнении родителями своих обязательств перед ребёнком, уменьшении внимания в ежедневной совместной деятельности, недостатке внимания и теплоты в отношениях друг к другу. Названные отрицательные факторы формируют у дошкольника неадекватную самооценку, неуверенность в собственных силах, провоцируют развитие возможных рисков в виде педагогической запущенности и задержки психического развития.

Общая тенденция ослабления положительного влияния семьи на развитие личности дошкольника вызывает озабоченность педагогов-практиков, руководителей дошкольных образовательных организаций на всех уровнях образования. Ежедневный контакт с детьми и их родителями, приводит их к осознанию необходимости организации новых форм педагогического воздействия, направленных на гармонизацию отношений ребенка с окружающей средой.

Исключить негативное воздействие окружающей среды на становление личности дошкольника возможно совместными усилиями государства, образования, социальных институтов. Формирование психолого-педагогической культуры родителей, всех участников образовательной деятельности в сфере дошкольного образования является одной из важнейших задач современного общества и социальной политики нашего государства

В контексте декларируемых задач особое значение приобретают следующие направления:

- формирование родительской позиции в процессе воспитания ребенка в семье, включающей цели, мотивы и ценности, особенности эмоционального отношения к ребёнку, индивидуальные особенности взаимодействия с ребенком и способы выхода из проблемных ситуаций, социальный контроль;

- создание в дошкольных образовательных организациях пространства комфорта, любви, уважения, личностного развития, социального партнерства;

- организация педагогического взаимодействия как индивидуального процесса, интегрирующего в своей структуре множество компонентов дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.

Анализируя данные, накопленные научно-исследовательским фондом, можно условно выделить в этой области несколько направлений

1. В педагогической науке широко рассматривается проблема профессионально-педагогической деятельности и культуры педагога, формирования личности и развития педагога-воспитателя дошкольного учреждения (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, М.М. Левина, А.В. Мудрик, А.К. Колесова, Е.Г. Силяева, P.C. Буре, P.A. Исламовой, Л.Н. Малютенко, Л.А. Пеньковой и др.).

2. Исследования по изучению проблем педагогики и психологии семейного воспитания дошкольников (Ю.Б. Баскина, М. Буянов, А.Я. Варга, С.В. Ковалев, А.Д. Кошелева, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, Т.А. Маркова, Л.В. Загик и др.)

3. Научные работы, в которых рассматриваются особенности развития культуры родителей различными социальными институтами, а также проблема формирования и совершенствования в сфере социального психолого-педагогического обслуживания (Р.А. Анисимова, Н.Н. Буланова, И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, И.Д. Ладанов, Р.В. Овчарова, Ю.Е. Алешина, Л.С. Алексеева, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, А.Д. Кошелева, Н.Н. Стрельникова и др.).

В процессе теоретического анализа специальной литературы по организации психолого-педагогического консультирования в условиях дошкольной образовательной организации нами был установлен факт большого количества научных исследований по формированию психолого-педагогической культуры; многочисленных исследований по классификации и описанию различных форм работы с родителями. Мы считаем, что современные тенденции возрастания роли семьи в развитии подрастающей личности и дальнейшей социализации ребенка демонстрируют необходимость создания нового вектора развития психолого-педагогической культуры родителей. Нами обнаружено отсутствие научно обоснованной модели дифференцированного подхода в деятельности дошкольного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры современной семьи.

Анализ научно-исследовательского фонда по выбранному направлению, а также наличие достаточно продолжительного опыта практической деятельности в сфере дошкольного образования позволило нам выделить следующие противоречия в сфере психолого-педагогического образования на уровне дошкольного образования:

- противоречие между потребностью современного общества в наличии адекватной социальным условиям педагогической культуры семьи и отсутствием у семьи готовности к изменениям воспитательных воздействий.

- противоречие между необходимостью системных влияний на повышение уровня культуры родителей и отсутствием научно обоснованной модели психолого-педагогической культуры родителей;

- противоречие между потребностью каждой семьи в индивидуальной квалифицированной помощи специалистов и ориентации педагогов дошкольной организации на «среднего» участника психолого-педагогического просвещения.

Эти противоречия определили выбор темы исследования и дальнейшей работы по организации психолого-педагогического консультирования как средство гармонизации межличностных отношений участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в рамках консультативного пункта «Наш малыш».

В начале нами были разработаны: договор с родителями, анкеты для выявления запросов родителей.

Цели создания консультативного пункта в дошкольной организации – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, посещающих и не посещающих образовательные учреждения.

Новизна и практическая значимость выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в до-школьной организации и семье; через развитие психолого-педагогической компетентности повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ребенка дошкольника 6,5 – 7 лет и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольного учреждения, которое ведет к продвижению имиджа детского сада.

Цель дальнейшего исследования мы определяем следующим образом: Создание условий для гармонизации межличностных и профессиональных отношений участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации средствами психолого-педагогического образования».

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677