Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Козлова Анна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 39» г. Братска Иркутской области. Сегодня Анна Анатольевна предлагает нам в своей статье обратиться к фольклору как средству развития детей дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Анны Анатольевны:
«Современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Речь скудная, дети плохо строят логические фразы, рассказы, высказывают мысли, пересказывают текст. Фольклор не только открывает звуковые красоты родного слова, координирует движение и речь, но и расширяет, обогащает, активизирует словарный запас ребенка. В дошкольном учреждении - источник особой детской радости".
Интересного чтения…
Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста.
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор”.
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Речь скудная, дети плохо строят логические фразы, рассказы, высказывают мысли, пересказывают текст. В разговоре присутствуют слова уличного жаргона, а русский фольклор не только открывает звуковые красоты родного слова, координирует движение и речь, но и расширяет, обогащает, активизирует словарный запас ребенка.
Фольклор в дошкольном учреждений - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Опираясь на пособие для педагогов «Народный календарь и дети», «Фольклорный праздник», «Театр - творчество– дети», и другую литературу, методические приемы: наглядный, словесный, практический; наблюдение за природой; слушание русских народных песен, сказок; разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей; инсценировки песен и малых фольклорных форм так нами был создан фольклорный кружок «Ладушки».
Дополнительные занятиства могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на подражаний, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Взрослым необходимо заметить, выделить интересы каждого ребенка, его тягу и способность к тому или иному виду деятельности и создать благоприятные условия для удовлетворения его интересов и потребностей. Опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Перед собой мы ставим конкретную цель- познакомить детей с основами фольклорного наследия, песнями, сказками, играми, народными знаниями и народной мудростью, воспитание ребенка в русле традиционной культуры.
Задачи заключаются в осуществлений постепенного освоения музыкально- ритмических навыков:
- Пение на удобной высоте;
- Соединения пения с движением, соединение слова, напева и движения в игре;
- Упражнения на развитие навыков певческого дыхания;
- Подведение детей к простейшему анализу народных песен;
- Стимулирование творческой активности каждого ребенка.
Эта задача решается в процессе организации традиционных и нетрадиционных форм работы с детьми, по принципу «от простого к сложному».
Знакомство и изучение:
1. Колыбельные.
2. Пестушки.
3.Потешки.
4. Прибаутки.
5. Считалки.
6. Загадки.
7. Небылицы.
8. Скороговорки.
9. Подвижные игры:
а) подвижные,
б) игры с пением,
в) хороводные.
10. Народные песни:
а) заклички,
б) хороводные,
в) плясовые,
г) игровые
11. Народные пляски и хороводы.
12. Сказки (инсценирование сказок с использованием вышеуказанного фольклорного материала по сценариям музыкального руководителя).
Основной формой проведения работы у детей младшего дошкольного возраста является слушание – восприятие и игры (музыкальные и словесные), пение же происходит в основном в виде подпевания взрослым. В работе с детьми заложено много колыбельных песен, пестушек, потешек, которые дети должны слышать из уст близких им взрослых (педагога). Колыбельные песни – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Гармоническое соединение движений и рифмованной речи впоследствии трансформируется в умение метко говорить, воспроизводить движения танца или хоровода. Также знакомлю детей с русскими народными сказками, где добро всегда побеждает зло. Так была сделана постановка по русской народной сказке «Заюшкина избушка», которую дети разыграли совместно с родителями на родительском клубе «Семейный досуг», надо сказать, что сказка удалась, потому что сказки дети очень любят, они с удовольствием разыгрывают сказочных героев. «Теремок» и «Репка» сказки знакомые с самого рождения ребенка, но с каким желанием дети проигрывают так хорошо уже знакомых персонажей. Таким образом сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.
Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их.
Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.
Театрализованные развлечения «Осенины», «Чудеса- кудеса», «Маленькие колядовщики», с исполнением колядок, закличек и прибауток в костюмах ряжания дети вспоминают до сих пор. Все это огромный опыт, который позволяет расширить не только знания детей в области художественной литературы, но и пополнить словарный запас детей.
В такой работе большое значение имеет помощь и поддержка родителей, их активное участие в утренниках, родительских клубах, праздниках, уголком ряженья, созданным руками педагога и родителей мы можем гордиться, изготовление игрушек для кукольного театра, масок, венчиков (повязка на голову девочки) расшитых бисером и многое другое.
Анализируя сборы методических наработок можно сказать, что методический материал регулярно пополняется картотеками игр, сказок, загадок, русских народных песен, хороводных песен, потешек и пестушек.
Таким образом, фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков, закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Литература
- Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.- сост. Л.С. Куприна, О.А, Маркеева, О.Н. Корепанова и др.- СПб: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.- 400 с.
- Фольклор- музыка- театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.- метод. пособие / под ред. С.И. Мерзляковой. –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 216с.: ил.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Фольклор