Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ткаченко Светланой Геннадьевной, воспитателем МБДОУ «ДСОВ № 39» г. Братска Иркутской области. Сегодня Светлана Геннадьевна делится своим опытом работы по повышению эффективности экологического воспитания детей. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Геннадьевны:
«Все мы – дети «Природы». Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений детского сада. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно».
Интересного чтения…
Наше время - это время перемен.
Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования: «Развивающему обществу нужны современно образованные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу», о чём говорится в концепции модернизации российского образования - это время становлении первооснов личности гражданина и патриота.
Важнейшей составляющей профессиональной деятельности каждого воспитателя является приобщение дошкольников к культуре своего родного края, в том числе её природным богатствам. Успешность этой деятельности определяется такими факторами, как системность, содержательный и организационный характер эколого-познавательного воспитания, научная обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия.
Все мы - дети «Природы». Воспитание экологической культуры - одно из основных направлений в работе детского сада. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Как показывает практика работы, дети глубже усваивают информацию, при условии её проникновения во все виды деятельности: игровую, практическую, театрализованную, музыкальную, изобразительную. Интегрирование одного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста.
Интеграция экологического содержания как путь формирования творческих способностей в изобразительной деятельности позволяет предоставить детям возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.
Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если использовать в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным. Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде художественно-творческой деятельности.
Чтобы повысить эффективность экологического образования использую современные методы: коллекционирование, игры – моделирование экосистем, трудовой десант, социоигровые, проектные, здоровьесберегающие.
Образовательный процесс по основам экологии не должен быть скучным и наукообразным. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм.
В интегрированной совместной деятельности, использую привлечение сказочных персонажей – по теме «Лес» нам может «помогать» сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» - водяной или Русалка. Использую и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсий, составление сказок. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, именно: проводить тематические прогулки, например, «Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят вишнёвые». Учить наблюдать за состоянием растений и растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни «Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»; осознать, что красота никак не определяется утилитарным подходом, (многие дети считают: то, что красиво, то хорошо, что вредно, то некрасиво).
Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного, как эстетической категории, необходимо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый и подвижный, ёж не нравится – колючий) характер.
Несомненная ценность проведения прогулок и экскурсиях, во время которых дети учатся видеть красоту окружающего мира, состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для нашей местности с растениями и животными, со средой их обитания как естественный (луг, лес, водоём), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.
Огромную роль в воспитании экологической культуры детей, гуманного отношения к природе играет семья, родители ребёнка, поскольку именно родители являются главными авторитетами для него.
Совместно с родителями поставили следующие задачи:
- Приучат детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;
- Заботиться о птицах, животных;
Для родителей оформляю папки – передвижки на экологическую тему, например: «Экологические законы», «Деревья – целители», «Комнатные растения и экология жилища». Провожу родительские собрания на темы: «Учите детей чувствовать природу», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников», «Ребёнок и природа». Привлекаю родителей к совместному с детьми творчеству по изготовлению поделок из природного материала, участию в конкурсах поделок.
Всё свободное время стремлюсь отдавать игре. Но, всё - таки, решающим является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.
Именно поэтому, решая проблему экологического и художественно-эстетического воспитания, в нашей группе проводятся следующие педагогические мероприятия совместно с детьми, родителями, педагогами:
- участие в региональном конкурсе на тему: «Биоразнообразие - основа жизни на Земле» г. Иркутск. Рисунки: «Рыбка голомянка», «Жарки».
- участие в городском экологическом конкурсе « Экология глазами детей»;
- участие в семейном клубе ДОУ «Ладушки» на тему: «Экология и дети. Чистый город»;
- создание проекта «Маленькой ёлочке холодно и участие в конференции «Эх, зима хороша, вновь поёт душа…» в МАОУДОД «Дворец творчества»;
- развлечение совместно с детьми, родителями, музыкальным руководителем на тему: «Приключение фасолинки»;
- рисование «Белая берёза принакрылась снегом» с использованием пенопластовой крошки;
- рисование «Мир леса в рисунках детей»;
- аппликация из ваты «Наденем зимнюю шубку зайчику»; «Капуста для зайчика»;
- лепка панно из ракушек: «Морской мир»;
- изготовление поделок из природного материала с детьми и родителями;
- оформление группы и стендов для родителей «Природа в разное время года».
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.
Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Список литературы:
- Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. Москва – Ставрополь: Издательство «Сервисшкола», 2003. – 285с.
- Костюченко М.П. Из опыта работы. Край родной. Братск: Издательство «Учитель», 2003.- 55с.
- Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? СПб: СОЮЗ, 1998. – 80с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва: Издательство « Академия», 2001. – 179с.
- Рыжова Н.А. «Не просто сказки». Москва: Издательство «Линка – Пресс», 2002. – 191с.