Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Карпенко Н.А.
10 минут 3987 1180

Мастера своего дела: Карпенко Н.А.

Karpenko fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Карпенко Ниной Адамовной, заместителем заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ «ДСОВ № 39» г. Братска Иркутской области. Сегодня Нина Адамовна с радостью предлагает вашему вниманию педагогический проект как форму реализации тематических недель в дошкольном учреждении. Данный материал будет интересен и полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Нины Адамовны:

«Способность инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в художественно-эстетическом, нравственно-патриотическом, социально – личностном, физическом и экологическом развитии воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями, что позволит изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации".

Полезного чтения...


 

Педагогический проект как форма реализации тематических недель в дошкольном учреждении

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм тематического планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество образовательного процесса.

Для наших педагогов дошкольного учреждения проектная деятельность является способом реализации тематических недель.

Переход на тематическое планирование образовательной деятельности позволит часть обучающего материала вынести в совместную деятельность воспитателя с детьми и самостоятельную деятельность детей, что приведёт к реализации деятельностного подхода, и в результате, к улучшению качества образования.

В течение последних лет в детском саду используется такая форма организации воспитательно-образовательного процесса как тематический подход или понедельное тематическое планирование. Большое количество важных событий в жизни страны и самого ребенка подсказывают тематику недели. Работа над планом проведения мероприятий – это создание проекта. Если данный проект после апробации оправдывает себя, он внедряется в практику работы всего детского сада.

Педагоги сами внесли предложение по включению в конкурсное движение разработку проектов по тематическим неделям.

Нами было разработано положение о смотре – конкурсе на лучший педагогический проект, где представлены основные – цель, задачи.

Цель: Развитие свободной творческой личности воспитанников.

Задачи:

- повысить самостоятельную активность, развивать творческое мышление воспитанников;

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;

- установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

Также творческой группой дошкольного учреждения были разработаны критерии анализа проекта:

- оригинальное название проекта;

- вид, тип проекта в соответствии с возрастом детей;

- актуальность (целесообразность) проблемы;

- изменения в предметно-развивающей среде;

- наличие планирования (для педагогов, для детей) – системная паутинка;

- спектр участвующих специалистов;

- степень взаимодействия с семьей;

- степень взаимодействия с социальными партнерами;

- «плюсы» и «минусы» проекта;

- адекватность выбранной формы презентации;

- эффективность результатов;

- взаимосвязь со следующим проектом.

В феврале - месяце 2013 года, в дошкольном учреждении прошёл смотр – конкурс на лучший педагогический проект, где приняли участие 14 высококвалифицированных педагогов и специалистов. Презентация проектов проходила в музыкальном зале, в торжественной обстановке, где каждый педагог с использованием мультимедиа представлял свой проект.

В практике ДОУ педагоги используют различные типы и виды проектов, классификацию проектов.

По виду проекты были созданы следующие:

- творческие – «Маленькие волшебники»; «Весёлая посуда для Федоры»; «Мастерская Самоделкина»; «Ладушки».

- исследовательские – «Маленькой ёлочке холодно зимой»; «Покорение космоса»; «Я и мой организм»; «Будь здоров малыш!».

- игровые - «Мир на кончиках пальцев»; «Все котятки мыли лапки»; «Колокольчик наш звонкий».

- информационные – «Вежливый этикет»; «Скоро в школу мы пойдём»; «Жить – Родине служить».

Выбор тем педагогических проектов, стал результат углублённой работы педагогов.

В практике нашего дошкольного учреждения используется комплексно – тематическое планирование. Темы многих проектов, реализуемых в ДОУ, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

Ценность педагогических проектов как формы реализации тематических недель заключается в том, что являясь необычными по форме, они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать общечеловеческие ценности. При проведении тематических недель дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности.

Реализация поставленных задач осуществляется по следующим направлениям: познавательно – речевое, социально – личностное, художественно – эстетическое, физическое и интеграцию образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический подход с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей – это один из основополагающих принципов федеральных требований.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном учреждении является тесное сотрудничество взрослых (педагогов и родителей) и детей. Объединённые одним общим делом, дети разного возраста находят взаимопонимание, старшие могут поделиться с младшими своим опытом, т.е. создаётся детское сообщество.

Предполагаемый результат реализации педагогических проектов:

1.Разработка перспективного планирования воспитательно-образовательного процесса на основе принципа тематического планирования

2.Повышение качества образования: получение необходимых знаний, соответствующих возрасту, соблюдение здоровьесберегающих технологий, сформированность умения применять полученные знания в повседневной жизни.

Продуктом детско – взрослого взаимодействия станут следующие педагогические мероприятия:интегрированная совместная деятельность с детьми «Путешествие в страну этикета»; развлечение «Детский праздник - это интересно!»; интегрированная совместная деятельность с детьми, родителями «Путешествие в кинотеатр»; коллаж «Сказки для маленьких»; непосредственно образовательная деятельность: «Звёздочка крошка посвяти немножко»; создание фильма «Весёлая посуда для Федоры»; тематический вечер «Жить - Родине служить»; создание и показ мультфильма на празднике «Мама солнышко моё».

Наши реализованные проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования как формы реализации тематических недель, а их защита станет - одной из вариативных форм прохождения педагогами аттестации.

Большинство проектов представлены на конкурсах различного уровня:

- муниципального уровня: конкурс «Лучший воспитатель муниципального образовательного учреждения», образовательный форум города Братска – 2012», в номинации «Воспитатель года», заочной городской практической конференции проектно – исследовательского общества «Юные творцы» МАУ ООО ДДЮТ;

- регионального уровня – печать в журналах «Созвучие» г. Иркутск, международной научно практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования» г. Усть-Илимска.

В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в художественно-эстетическом, нравственно-патриотическом, социально – личностном, физическом и экологическом развитии воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями, что позволит изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Таким образом, проектная деятельность как форма реализации тематических недель в образовательном процессе:

  • способствует развитию каждого ребёнка как самоценной личности.
  • даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.
  • способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

Литература.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез - 2010. – 112 с.
  2. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт.-сост. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. М.: АРКТИ, 2003 - 96.
  3. Пашкевич Т.Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения – Волгоград: Учитель, 2012. – 149с.
  4. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации) - Екатеринбург, 2011.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2340 37

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6598 677