Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Организационная структура управления образовательным учреждением
14 минут 5637 872

Организационная структура управления образовательным учреждением

Shestakova foto copyДорогие друзья, мы рады представить вам Шестакову Ирину Ивановну, заведующего МБДОУ «ДСОВ № 39» г. Братска Иркутской области. Сегодня Ирина Ивановна с удовольствием предлагает вашему вниманию организационную структуру управления образовательным учреждением. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Ивановны:

«Создание благоприятного психологического климата в ДОУ – результат сложной и кропотливой работы руководителя и всего педагогического коллектива. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду—это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий».

Профессионального чтения…


Организационная структура управления образовательным учреждением

Посмотреть статью в полной версии

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Управление образовательным учреждением представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Теория управления образовательным учреждением существенно дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления.

Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу образовательных проблем дает основание для разработки самостоятельного направления – образовательного менеджмента.

Управленческое решение менеджера образования представляет собой план ликвидации, разрешения проблемы, творческое, волевое действие менеджера на основе знания объективных законов функционирования системы образования и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы, способов деятельности педагога по решению проблемы. Руководитель образовательного учреждения должен стремиться поддерживать устойчивую тенденцию к принятию оптимальных управленческих решений по развитию образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.
Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Основные признаки общественного управления. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители педагогических коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания творческой атмосферы и положительного психологического климата в коллективе образовательного учреждения. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления - совета учреждения.

Управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 39» муниципального образования города Братска (далее - Учреждение) переименовано на основании приказа начальника департамента образования администрации города Братска от 21 ноября 2011 г № 792 из муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 39», созданного на основании решения Исполнительного комитета Братского городского Совета депутатов трудящихся от 03.12.1964 года № 441, зарегистрированной как муниципальное дошкольное образовательное учреждение Администрацией города Братска 08.05.1998 года, регистрационный № 1950.

Учредителем для Учреждения является муниципальное образование города Братска.

Согласования между образовательной моделью в ДОУ и структурой его управления - условие гармоничного развития организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели управления ДОУ положены Закон РФ "Об образовании", Устав ДОУ, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления. Реальная возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность, связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой - модульной системы, которая строится в соответствии с прогнозируемыми целями. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения и воспитания, где в управлении активно задействованы не только руководитель, его заместители, но и другие члены коллектива.    

Децентрализация системы управления ДОУ способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем для каждого отдельного структурного подразделения предусматриваются конкретные цели, оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления ДОУ функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация. Их деятельность определена следующими стратегическими требованиями:

- полный охват направлений работы;        

- координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений;

- адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально-экономическим условиям,

- открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры, отказываться от устаревших;

- использование в управлении ДОУ современных информационных технологий;

- оптимальное для данной модели привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.

Учитывая, что дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само образовательное учреждение может рассматриваться как социально-педагогическая система, следовательно, оно должно отвечать определенным свойствам: целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой. Направленность всей системы внутрисадовского управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителя ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

Что же дает обновления внутрисадовского управления на практике:

Во-первых, налицо интенсивная психологизация процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена педагогического коллектива, добивающегося определенных результатов.

Во-вторых, освоение менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества.

В-третьих, педагогический менеджмент обеспечивает возможность развития каждой личности, совмещения мотивационной ориентации руководителя и педагогов, создающих условия для развивающегося дошкольного учреждения.

Для того чтобы обеспечить такое управление, надо было сформировать организационную структуру управления – целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязях в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.

Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

  • создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
  • повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления ДОУ.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

Детский сад – внешняя среда, администрация – общественность, руководитель – подчиненный, педагог – педагог, педагог – родители, педагог – дети, ребенок – ребенок.

В ДОУ линейно-функциональная структура управления, которая состоит из иерархии линейного руководства и функциональных под­разделений, специализированных на выполнение опреде­ленных видов управленческих действий.

Основой системы управления в нашем ДОУ является разработанная и апробированная циклограмма управления, включающая содержание и вид управленческой деятельности с учетом времени и пространства функционирования. Данная структура управления позволяет оперативно решать те или иные инновационные задачи в режиме развития. Эта модель включает в себя традиционные объединения, предусмотренные Уставом (Совет педагогов, Совет родителей, профсоюзный комитет).

При данной модели часть специфических функций управления стало возможным передать от заведующего ДОУ к руководителям структурных подразделений. В целях совершенствования механизма работы педагогического коллектива, привлечения наиболее активной его части к управлению ДОУ, усиления сплоченности коллектива в МДОУ эффективно используется опора на профессиональное самоуправление, что позволяет распределять или делегировать часть функций управления, в том числе и временно, членам коллектива.

Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующей, заместителей, педагогов, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали.

Структура нашего управления строится на принципе единоначалия, т.е. согласно которому каждый подчиненный принимает полномочия только от одного начальника и является ответственным перед ним.

Основой для структуризации управленческой деятельности ДОУ является положение и обязательно присутствует разделение труда, а именно закрепление конкретной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Структура управления была бы не полной, если бы мы не включили в нее родителей, т.к. они являются первыми педагогами, и детей, т.к. они – основа управленческой пирамиды.

Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии.

Принципиально значение имеет состояние психологического климата в педагогическом коллективе, поскольку оно полностью отражается на взаимоотношениях педагогов, воспитанников и их родителей, положительных дел в группе.

Наиболее эффективным путем улучшения психологического климата в коллективе образовательного учреждения являются:

  • совершенствование методов и стиля руководства, создание в коллективе атмосферы доброжелательности, доверия и уважения к подчиненным, использование коллегиальных способов принятия решений, демократизация управления;
  • создание оптимальных условий деятельности педагогов;
  • улучшение структуры взаимоотношений, личных контактов во время вечеров отдыха, экскурсий и т.д.;
  • комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости людей;
  • применение активных социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Создание благоприятного психологического климата в ДОУ – результат сложной и кропотливой работы руководителя и всего педагогического коллектива.

Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду—это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.      

В 2012 -2013 учебном году управленческая деятельность была направлена на регулирование, координирование образовательно-воспитательного процесса, повышение качества образования, интеграцию усилий по реализации концепции художественно-эстетического воспитания.

Для того чтобы осуществлять эффективное руководство (главное его содержание – мотивационная деятельность в процессе управления качеством образования) необходимо было создать мотивационную среду ДОУ, используя различные (оптимальные для каждого сотрудника) формы поощрений, решая при этом задачи:

  • Создание оптимальной структуры управления и распределения функций в организации для формирования субъектной позиции каждого педагога в управлении учебно-воспитательным процессом.
  • Организация материального стимулирования педагогов.
  • Создание системы повышения квалификации педагогических кадров.
  • Организация новых содержательных отношений среди педагогического коллектива.
  • Повышение уровня социальной компетентности педагогов.
  • Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
  • Создание конкурентоспособного коллектива педагогов.
  • Обеспечение материально-технической базы.

В России, как и во многих странах, переживающих переходный период, идут широкомасштабные социально-экономические реформы. Важной составляющих этих реформ являются реформы в системе образования. Сложившаяся в этом тысячелетие система образования переживает непростой период обновления. Основной задачей на данном этапе является поиск правильного ответа на вопрос, каким должно быть управление образовательным учреждением сегодня, чтобы наилучшим образом способствовать демократии, формирующемуся гражданскому обществу, новому качеству национальной культуры и новому пониманию явления глобализации образования.

 Литература:

  1. Давыдова Т.И. Управление образовательными системами. М.:Изд. Центр «Академия», 2006
  2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и управление ДОУ. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000,.
  3. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под. ред. Лазарева В.С. - М., 2005.
  4. Тутушкина М.К. Практическая психология для менеджеров. - М., 2006.
  5. Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеобразовательного вида № 39», (новая редакция), 2013
  6. Основы менеджмента: Учеб. Для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А., Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. Школа, 2001. 367 с.

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2498 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6642 677