Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
10 минут 6082 1883

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

Komarova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Комаровой Мариной Сергеевной, музыкальным руководителем МБДОУ Детский сад № 15 г. Таганрога Ростовской области. Сегодня Марина Сергеевна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере нравственно-патриотического воспитания дошкольников на музыкальных занятиях. Данный материал будет интересен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Марины Сергеевны:

«Музыка очень важна для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. С помощью музыки можно обогатить духовный мир ребёнка, так как музыка одно из богатейших средств эстетического воспитания. В своей статье я выкладываю опыт нравственно-патриотического воспитания, который применялся у нас в детском саду».

Увлекательного чтения…


Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

Дошкольный возраст – является основной базой общего развития ребенка. Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р.С. Буре).

           Главными задачами воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников являются:

  1. Воспитание любви и уважения к своей семье, к своей стране, к своему городу.
  2. Воспитание бережного и аккуратного отношения к природе, животному миру и т.д.
  3. Проявление интереса к традициям своего народа.
  4. Развитие чувства гордости за свою страну, за свой народ.
  5. Проявление уважения к другим народам.

В нашем детском саду нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников уделяется большое внимание. В этом процессе участвуют все педагоги, создавая оптимальные условия для воспитания и развития в детях самого главного- доброты, терпимости, уважения к себе и к своему окружению.

Мне, как музыкальному руководителю, очень хотелось бы выделить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыка, способна воздействовать на любого человека, особенно на ребёнка, на его настроение, способна находит отклик в его душе и в его чувствах. Таким образом, с помощью музыки, можно преобразовывать нравственный и духовный мир ребёнка. Подбирая репертуар, я как музыкальный руководитель стараюсь находить красивые, яркие, запоминающиеся мелодии, способные найти отклик у ребёнка.

В своей практике я часто использую народную музыку, которая ненавязчиво,   знакомит детей с традициями и бытом нашего народа, трудом, бережным отношением к природе. Разнообразие русского фольклора позволяет выбирать самые красивые и запоминающиеся мелодии и благодаря этому дети с удовольствием знакомятся с образцами народного музыкального творчества в слушании пении и музыкально-ритмических движениях (хороводы, народные пляски и т.д.). Также на своих занятиях я объясняю, что включает в себя понятие (фольклор), откуда появилась народная музыка и как она передавалась. Знакомя детей с музыкальным наследием своего народа, мы воспитываем и развиваем в них чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ, за свою страну.

Также народная музыка используется во время игры на детских музыкальных инструментах, что вызывает интерес и любовь к народной музыке.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Также, с помощью музыки, можно знакомить детей с образом Родины. Так на празднике «Вокруг света» старшая группа, представлявшая нашу страну, исполнила «Песню о России» Музыка: В.Локтева (Приложение №1).

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.

Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь - яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.

И берёзку молодую,
И кустарник, и траву, -
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.

В этой песне очень многогранно и поэтично описана красота Российской природы, любовь к своей стране, Родине. Также на этом празднике была исполнена песня «Наш край» Д. Кабалевского.

Конечно же, нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к тому, что его окружает, и самое главное к матери. Для многих людей слово “мама” – самое главное слово на земле. И конечно, песни о маме очень важны и любимы в репертуаре дошкольников.

Песни для малышей отличаются простотой, лёгкой мелодической линией. Например, песня «Я точно, точно знаю» нем. нар. мелодия.

1.Я точно, точно знаю,

Открою вам секрет.

Такой как наша мама,

Такой как наша мама

Нигде на свете нет.

2.Я точно, точно знаю,

Открою вам секрет.

Такой красивой мамы,

Такой красивой мамы

Нигде на свете нет.

3.Я точно, точно знаю,

Открою вам секрет.

Такой хорошей мамы,

Такой хорошей мамы,

Нигде на свете нет.

Эта песня для младшего возраста очень проста, дети выражают свою любовь и привязанность к маме, её значимость для них.

Более сложные чувства и мелодии выражают старшие дошкольники. Например, гордость за свою маму в песне «Мамина песенка» М.Парцхаладзе:

Пускай узнает ветер
И звезды, и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!

Также на празднике «День семьи» была исполнена песня «Выглянуло солнышко»

Собрала в ладошки я
Чистую росу,
Радугу и солнышко
Я в руках несу!
И цветы над речкою,
Песню и зарю -
Всё, что утром встречу я,
Маме подарю!

В этой песне дети подготовительной группы выражают свою любовь, заботу, внимание и желание сделать маме приятный подарок.

Помимо этого, в нашем детском саду отмечается праздник - День матери (который проводится в ноябре). Так в этом году одна из групп нашего сада исполнила на этом празднике песню Антона Бельского « Мама, я тебя люблю!».

Мама, я тебя люблю!

Эту песенку дарю…

Кто всегда со мною рядом- мама,

Кто одарит нежным взглядом- мама.

Семимильными шагами я бегу скорее к маме

Маме, милой маме!

В этой песне сочетаются и прекрасная мелодия и очень проникновенные и ласковые слова, обращённые к маме.

Верно, подметил русский писатель Ю.Я.Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

Далее хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это изучение своего родного города. Родной город – Таганрог. Детям рассказывают о том, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми такими, как Антон Павлович Чехов и многие другие. После этого дети с удовольствием и интересом слушают песни, написанные о нашем городе. Эти песни, безусловно, находят отклик в их душе, и у детей появляется гордость за тот город, в котором они живут. Ведь, очень важно научить ребёнка любить свой город, свою родину.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет праздник “Защитников Отечества”. Я стараюсь выбирать песни по этой теме, с красивой, запоминающейся мелодией. Особенно любимы детям песни “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова, также в этом году дети с удовольствием будут исполнять песню «Буду военным» Дмитрия Трубачёва. Они написаны в темпе марша, легко запоминаются и с удовольствием поются детьми.

Очень важен в нравственно-патриотическом воспитании праздник День победы. С помощью песен, с помощью танцев и просто прослушивания музыки военной тематики надо находить отклик в душе ребёнка, воспитывать и развивать духовную культуру будущего поколения (Приложение №2).

В нашем детском саду большое внимание уделяется нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, что приносит результаты. Обогащая духовную культуру ребёнка, в том числе и на музыкальных занятиях, мы учим его быть добрее, внимательнее, любить свой дом, свой город, свою страну, уважать себя и других людей, что очень важно для нравственно-патриотического воспитания ребёнка.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677