Дорогие друзья, мы рады представить вам Андрееву Алену Владимировну, воспитателя МБОУ «Начальная школа – детский сад № 37» г. Сургута Тюменской области. Сегодня Алена Владимировна любезно поделится своим профессиональным опытом по развитию выразительности детской речи дошкольников. Статья будет полезна и педагогам, и родителям.
Краткий комментарий к статье от Алены Владимировны:
«Важным качеством детской речи является выразительность. "Выразительность речи- умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примером действовать на слушателей и читателя».
Полезного чтения…
Развитие выразительности детской речи дошкольников
Важным качеством детской речи является выразительность. "Выразительность речи- умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примером действовать на слушателей и читателя.
Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передачи мысли. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие "выразительность речи" имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Интонация - это смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы. Интонации помогают рассказчику раскрывать перед слушателями смысл литературно - художественного материала: рисовать героев, их характеры, настроение, те или иные поступки, показать свое отношение к изобразительным героям. Чем сложнее, богаче интонации, тем тоньше и художественнее исполнительское мастерство чтеца. Таким образом, знание интонаций, творческое, умелое их использование делает речь рассказчика выразительной, сильно воздействующей на эмоции слушателей, освобождает ее от монотонного, бескрасочного звучания.
Темп речи является весьма действенным средством ее художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков темпа речи придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Поэтому рассказчик должен выработать у себя необходимую дисциплину речи, требующую то медленного, плавного, то быстрого, легкого, четкого и чеканного произношения слов.
К числу приемов художественного рассказывания относится и сила голоса. Сила голоса – это его звучность, полноценность, умение им управлять: давать его тихо, средне, громко; умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому. Задача рассказчика
В работе над интонационной выразительностью исполняемого текста- правильно определить и использовать силу голоса в соответствии с характером героев произведения, с их действиями, настроением. Работа над интонацией необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, преодолевая моно тон, логически и эмоционально акцентируя произносимый текст.
Надо помнить, что без умения правильно произносить звуки, речь детей не будет выразительной. Однако, умея правильно произносить все звуки, ребенок может говорить невнятно, небрежно, невыразительно в силу плохой дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо учить ребенка отчетливому, внятному произношению каждого звука, слов и фраз. Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умение пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительности речи.
Понятие «выразительность речи» наряду с вербальными средствами включает в себя и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. В работе с детьми необходимо учить детей избегать механических жестов и движений тела, например покачивания туловища во время исполнения, постукивание ногой и т. д. Подобные движения неубедительны, они только раздражают слушателей, отвлекая их внимание от главного произведения. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки) и фразеологизмы. Наиболее важным средством развития выразительности речи детей являются театрализованные игры. Воспитательное познавательное и эстетическое значение их огромно, так как они, расширяя знания детей об окружающей действительности, развивают умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.