Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Жуковой Ольгой Николаевной, старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 58 «Алёнушка» г. Междуреченска Кемеровской области. Сегодня Ольга Николаевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом в сфере патриотического воспитания детей и организации мини-музея в ДОУ. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Николаевны:
«Мини» - это музей, занимающий небольшое пространство в детском саду, часть холла. В его создании принимали участие родители, дети и педагоги, приносили экспонаты, помогали в оформлении экспозиции, выполняли с детьми поделки, собирали коллекции. Мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Он открыт для детей постоянно, содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать».
Интересного чтения…
Мини-музей – центр воспитания у детей гражданственности и патриотизма
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании».
Важную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания имеют работы Д.И.Фельдштейна, С.А.Козловой, представленные в теориях социального развития; деятельностный подход к становлению гражданственности В.И.Кожокаря, Н.И.Шевченко. Теории Л.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, становление гражданственности как личностного образования. Одной из важных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей. База для формирования патриотизма - это глубинные чувства любви и привязанности к культуре, истории своей страны, народу, семье, земле.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Эту работу необходимо начинать с детьми старшего дошкольного возраста, когда происходит становление мировоззрения личности, у них появляется интерес к своему окружению, чувство привязанности к привычной среде обитания, интерес к родственникам, культуре своей местности, дети пытаются всему подражать, отличаются особой эмоциональной отзывчивостью.
В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Изучать историю страны, родного края, народа, культуру, дошкольникам легче и интересней в детском музее.Еще в 20-е годы ХХ столетия русский педагог А.У. Зеленко разработал проект создания Детского музея-дворца. Основываясь на том, что ребенок познает мир через все органы чувств, и радость его от впервые виденного, ощупанного, испробованного, несравненно ярче, чем у взрослых, а потребность в таких ощущениях сильнее, он считал, что детский музей должен строиться на основе чувственных восприятий. При условии, что музей – это не хранилище вещей и предметов, и не экспонаты за стеклом.
В МБДОУ «Детский сад № 58 «Алёнушка» существует мини- музей «Междуреченск: прошлое и настоящее».
«Мини» - это музей, занимающий небольшое пространство в детском саду, часть холла. В его создании принимали участие родители, дети и педагоги, приносили экспонаты, помогали в оформлении экспозиции, выполняли с детьми поделки, собирали коллекции. Мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Он открыт для детей постоянно, содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.
Его целевое назначение – создание материально - развивающей среды, позволяющей реализовать личностно - ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми в процессе формирования у них:
- любви и привязанности к своему ближайшему окружению;
- уважения к труду, людям труда;
- гордости за подвиг людей старшего поколения;
- развития чувства ответственности и гордости за достижения родного края.
В основу разработки содержания мини-музея были положены конкретные принципы.
1. "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
2. Уникальность места (изучение природной, культурной, социально- экономической уникальности района, связи с предшествующими поколениями). Этот принцип влияет на формирование патриотизма как важнейшее качество личности будущего гражданина.
3.Комплектсность - содержание концентрируется в темах экспозиций.
Мини - музей - это часть предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, где проводятся познавательные, интегрированные занятия, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Почетными гражданами, уважаемыми людьми города Междуреченска, викторины, беседы, игры - путешествия, творческие мастерские, экскурсии.
Наш мини- музей комплексный, 5 экспозиций раскрывают его содержание:
1. «Прошлое нашего города», подобран материал о Междуреченске, включающий сведения об историческом прошлом, содержание отражено фотографиями, открытками, справочно-информационной литературой. На основе данного материала воспитатели знакомят детей с историей родного города, края.
2.«Предметы старины», материалы экспозиции знакомят с бытом русского и шорского народов, предметами обихода, утвари, изделиями – вышивками, которыми украшали дома в старину Это мастерская, где дети, пользуясь подручными материалами, под руководством воспитателя Кутовой В.А., мастерят народные куклы, обереги, занимаются вышивкой.
3. «Сокровища недр кузбасских», коллекции полезных ископаемых, добывающих в крае, детям дают знания об угольной промышленности, знакомят с трудом взрослых, о значении техники, которая облегчает и усовершенствует трудовые процессы, ускоряет производство, экономит время.
4. «Междуреченск настоящий», представлены фотографии современных улиц, проспектов, административных, культурных зданий, памятников, малых архитектурных форм, любимые уголки города. Макеты памятников, сделанные руками воспитанников детского сада под руководством воспитателей.
5. «Они сражались за Родину», представлен обширный материал о родственниках воспитанников детского сада, принимавших участие в Великой Отечественной войне, фотографии времен ВОв, боевые и юбилейные награды, из личных архивов воспоминания ветеранов о войне, личные вещи, подаренные музею.
Дети любят занятия в мини- музее, работа строится так, чтобы детям было интересно увидеть, услышать, потрогать, попробовать, а также совершить собственные открытия. Таким образом, познание ближайшего окружения превращается в захватывающий, интереснейший процесс совместного со взрослым «открытием» мира.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы в данном направлении, у детей к концу дошкольного возраста сформированы элементы гражданственности и патриотизма, ведь патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой в детском саду работы по ознакомлению детей с родным краем.
Литература
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг»
- Закон РФ «об Образовании»
- Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. Радуга [Текст]: программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском саду / Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик. – М.: Просвещение, 1997. – 224с.
- «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской //М.Т.Ц. Сфера 2003г.
- «Некоторые мысли о современном патриотическом дошкольнике» Э. Суслова. // Детский сад от А до Я п.3 с. 4 – 14
- «Дошкольная психология: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Г.А. Уруйтиева // М.- Издательский центр «Академия» 1999г. с. 336
- Мини- музей в детском саду / Рыжова Н.А.,Логинова Л.В., Данюкова А.И.- М.:Линка –Пресс, 2008.256с. илл.
- Манкова Н.И., Ряпосова Н.И. Невзорова И.А. Маленький горожанин [Текст]: парциальная программа гражданского воспитания старших дошкольников / Н.И Манкова, Н.И. Ряпосова, И.А Невзорова.- Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2006.
- Моя страна [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов / автор - сост. В.Н.Натарова и др.- Воронеж.: ТЦ Учитель,2005.- 205с.