Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Овладение звуковой стороной речи детьми дошкольного возраста
10 минут 5041 1243

Овладение звуковой стороной речи детьми дошкольного возраста

Bilyavenko fotoДорогие друзья, мы рады представить вам Билявенко Оксану Валерьевну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества» «Ипатьевская слобода» г. Костромы Костромской области. Сегодня Оксана Валерьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по овладению звуковой стороной речи детьми дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Оксаны Валерьевны:

«В своей статье хотела подчеркнуть важность логопедической работы в дошкольном возрасте, поскольку своевременная помощь предупреждает возникновение у детей трудностей на этапе школьного обучения. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком речи, становления и развития всех ее сторон, в том числе звуковой стороны. Большая работа по развитию всех компонентов устной речи, в том числе звуковой стороны, предусматривается программой обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Однако, среди старших дошкольников, посещающих общеразвивающие группы, довольно много детей, имеющих недостатки произношения звуков.».

Полезного чтения…


Овладение звуковой стороной речи детьми дошкольного возраста

Посмотреть презентацию к статье

Речь играет важную роль в развитии ребенка. Она не только обеспечивает процесс коммуникации, но и является средством мышления, показателем эмоционального состояния, средством управления собственным поведением и поведением других. Благодаря речи человек приобретает новые знания, умения и навыки, что очень важно для социального развития.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, на формировании личности ребенка в целом.

Рассматривая речь как систему, в ее структуре выделяют лексическую, грамматическую и произносительную стороны.

Мы изучили один из элементов произносительной стороны речи – ее звуковую сторону, включающую в себя процесс произношения звуков и их дифференциацию (фонематическое восприятие).

Формирование произносительных навыков у ребенка начинается с появления первых голосовых реакций (крика, плача, гуления, лепета), когда идет тренировка артикуляционного аппарата, развитие слухового восприятия. С первых дней жизни ребенка идет подготовка речевого аппарата к овладению процессом говорения. К 4,5-5 годам ребенок способен произносить все звуки речи, имеет развитое фонематическое восприятие, что говорит о достаточном уровне развития звуковой стороны речи в целом.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком речи, становления и развития всех ее сторон, в том числе звуковой стороны.

Большая работа по развитию всех компонентов устной речи, в том числе звуковой стороны, предусматривается программой обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Однако, среди старших дошкольников довольно много детей, имеющих недостатки произношения звуков.

Изучением особенностей овладения детьми произносительной стороной речи занимались А.Н. Гвоздев, Н.Х Швачкин, Р.Е. Левина, В.И. Бельтюков, С. Л. Рубинштейн, М.Е. Хватцев и др.

Цель нашего исследования – изучение особенностей формирования звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, а именно изучение овладения произношением и способность детей различать звуки речи (фонематическое восприятие). Нами было проведено исследование на базе МБДОУ г. Кострома ЦДТ «Ипатьевская слобода». В эксперименте участвовали 20 детей в возрасте 5-6 лет.

С целью обследования звукопроизношения детям предлагались следующие задания:

  1. называние звука изолированно;
  2. произношение звука в слогах (проговаривание вслед за экспериментатором);
  3. в словах (использовался набор специальных предметных картинок, представленных в альбоме для логопеда под редакцией О.Б. Иншаковой);
  4. в предложениях (воспроизведение предложений вслед за экспериментатором).

В результате проведенного исследования у 18 детей (90%) обнаружились недостатки произношения звуков. Произносительные дефекты носили различный характер и сочетались друг с другом. Исходя из принятой в логопедии классификации, мы выделили следующие категории дефектов звукопроизношения: искаженное произношение звуков (у 55% испытуемых), отсутствие отдельных звуков (у 15% детей), замены одних звуков другими (у 45% испытуемых). Искаженное произношение проявлялось в горловом произношении звука Р, двугубном произношении звука Л, межзубном произношении свистящих звуков. В произношении троих детей отсутствовал твердый звук Л. Большая часть замен касалась шипящих звуков Ш и Ж, сонорных звуков Р, Р`: звук Ш заменялся звуком С(шапка – «сапка») , Ж – З (жук – «зук»), Ш, звук Р заменялся Й и Л (рыба – «лыба», «йыба), Р` – Л`, Й (река – «лека», «йека»). Помимо перечисленных недостатков звукопроизношения мы отметили смешение и неустойчивое пользование звуками. Смешению подвергались звуки, близкие позвучанию и артикуляции. Наиболее часто смешивались свистящие и шипящие С-Ш, З-Ж, сонорные звуки Л-Р. Данный дефект наблюдался у 35% детей старшего дошкольного возраста.

В среднем на каждого испытуемого ребенка приходилось 2,6 дефектных звуков. Индивидуальный разброс нарушенных звуков у детей составил от 1 до 6 звуков.

На этапе обследования состояния фонематического восприятия детям предлагались следующие задания:

1. повторить слоговые сочетания, состоящие из звуков, близких по звучанию;

2. определить наличие или отсутствие заданного звука в слове. Исследователь задает ребенку вопрос: «Есть ли звук р в слове рак?»;

3. показать картинки с заданным звуком. Исследователь называет картинки, а ребенку предлагает найти и показать те картинки, в названии которых есть заданный звук. Инструкция: «Покажи все картинки, в которых ты слышал звук л»;

4. услышать слово с заданным звуком. Ребенку предлагалось прослушать предложение и найти слово с заданным звуком. Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты внимательно слушай и скажи, в каком слове есть звук в?» (Ворона сидит на суку);

5. подобрать пары картинок к словам паронимам. Исследователь называет слова, отличающиеся одним звуком, и просит ребенка показать соответствующие им картинки. Инструкция: «Покажи, где лук, а где люк. Покажи, где кот, а где год, где сова, а где софа». Затем ребенку предлагается самостоятельно назвать картинки парами.

Изучение способности воспринимать и различать звуки речи выявило следующее: при выполнении заданий испытывали затруднения от 40 до 70% исследуемых детей.

В задании на повторение слоговых сочетаний 30% обследуемых допустили ошибки. Трудности фонематического восприятия отмечались как на уровне нарушенных, так и ненарушенных в речи детей звуков.

При определении наличия звука в слове, 50% испытуемых допустили ошибки, при показе картинки, в названии которой есть заданный звук, ˗ 40% детей.

Самым сложным оказалось задание – услышать слово с заданным звуком в предложении. У 70 % дошкольников возникали трудности при выполнении данного задания. Ошибки касались неправильного нахождения слова с заданным звуком в предложении, неспособности найти нужное слово, назывании только одного слова с заданным звуком из нескольких.

Все дети успешно и без ошибок справились с заданием по подбору картинок к словам-паронимам.

Нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха говорят о незаконченности процесса становления звуковой стороны речи в нормативные сроки, т.е. о недоразвитии звуковой стороны речи.

Выявленные недостатки звуковой стороны речи у детей могут стать причиной возникновения у них трудностей при овладении грамотой, а в дальнейшем русским языком как предметом на этапе школьного обучения. Результаты нашего исследования в целом подтвердили литературные сведения о распространенности нарушений произносительной стороны речи в старшем дошкольном возрасте, подтвердили необходимость логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях, а также учреждениях дополнительного образования.

Список используемой литературы

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 300с.
  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – 400 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 674 с.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: «ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.
  5. Фомичева М.Ф.. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд., М.: издательство Институт практической психологии, 1997. – 320 с.
  6. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. Книга 1. / М.Е. Хватцев / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. –М.: Владос, 2009. – 272 с.
  7. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия AПН РСФСР. – 1948. – Вып.13. – С. 101-133.
  8. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.:АПН РСФСР, 1958. – 115 с.
  9. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 1998. – С. 5-69.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607